Модная Испания XVI — XVII веков

Шекстнадцатый век в Испании – время морской колониальной Империи. В это время Испания сильна и могущественна. Страна остается католической, хотя по Европе уже распространяются идеи Реформации. Германия, Англия, Нидерланды уходят из-под власти Папы и Рима.

В 1540 году в Испании учредили орден иезуитов, начался период Контрреформации – противодействия католической церкви потери влияния в Европе. Испания превратилась в центр Контрреформации и католичества.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты, около 1659 года. Юбка, укрепленная каркасом с помощью фижм, имела иногда диаметр до трех метров. XVII век – испанская мода заметно поддается французским трендам.

Религия оказывает первенствующее влияние на испанскую моду. Стремление испанской знати продемонстрировать в одежде своё положение и исключительное происхождение — не менее значительный фактор, повлиявший на моду Испании этого периода.

Мода в Испании XVI века представляет собой противоречие между стремлением к роскоши и отказом от нее. С одной стороны, настоящие католики предпочитают сдержанный черный цвет и минимум украшений, полагая, что всё должно быть скромно, а одежда должна полностью скрывать тело. С другой стороны, Испания – это мощная Империя, и ее представители должны носить одежду, соответствующую их статусу.

Тициан. Портрет Карла V

Борьба ведется с переменным успехом. Во времена правления Карла V, известного как «величайший церемониймейстер всех времен», одежда была преимущественно темных цветов, но невероятно роскошной. В 1534 году предпринята попытка запретить испанским придворным носить золотые вышивки и парчу, однако особой она не добилась.

Украшениями стали декорировать платья вышивкой и резьбой. В 1556 году испанский король Филипп II разрешил украшать платья серебряными и золотыми бордюрами и пуговицами, драгоценными камнями и жемчугом, а также носить шелковые ткани.

Испанский стиль представляет собой своеобразное сочетание роскоши и скромности.

Портрет английской королевы Елизаветы IВоротник веером стал популярным в Европе благодаря испанской моде.

С конца XVI века и в начале XVII века испанская мода будет влиять на моду Европы: Нидерланды, Германия, Англия. В Англии по испанской моде одевались Мария Тюдор и Елизавета I. Во Франции влияние испанской моды прослеживается по туалетам французской королевы Екатерины Медичи.

В XVII веке влияние Испании, включая моду, уменьшается. Новым центром европейской моды становится Версаль, резиденция французского короля Людовика XIV. Испанцы неохотно перенимают французскую моду, не любя париков и мужских брюк с бантиками, а также ярких цветов в одежде.

Эль Греко. Кавалергард, приложивший руку к груди. Около 1580 года. Испанский пиджак черного цвета с белой отделкой на воротнике и рукавах.

Три основных принципа стильной одежды в Испании XVI столетия:

Правило первоеОдежда должна напоминать броню: массивные ткани плотно облегают всё тело. Бархат и парча – выбор материала. Неотъемлемая часть – каркасы: корсеты у женщин, каркасы для юбок. Мужчины носят кафтаны с ватой и картоном в области груди и плеч, чтобы силуэт выглядел мужественным, как у рыцаря в доспехах.

Правило второе– Цвета должны быть темными, предпочтительно черным. Но допускаются украшения и вышивка, поскольку ничего так изящно и ценно не выглядит, как золото на черном фоне.

Правило третьеВажно помнить о воротнике.
Воротник необходим.
Едва ли не во всех костюмах — и мужских, и женских — присутствовал воротник. С испанскими воротниками головы, как шутили наблюдатели, напоминали блюдо перед подачей на стол. Воротники доставляли неудобства — поворачивать шею в них было сложно. Впрочем, осанка с таким воротником приобретала царственный вид.

Корнелиус Джонсон. СPortrait сэра Генри. Круглый воротник-фреза

Главное — воротник

Воротники испанского костюма XVI века представляют собой самостоятельную тему. Первоначально это был небольшой белый кружевной воротник в форме рюши, который выкладывался на верхнюю одежду поверх рубашки. Впоследствии он трансформировался в воротник-фрезу или «мельничные жернова», известный также как «горгера» и «куэлло».

Воротник был круглым, изготовлен из тонкого материала и украшен серебряным и золотым кружевом с металлическим отливом. Закреплялся на металлической основе.

Воротник-фреза в Англии преобразовался в воротник Стюарт, названный именем шотландской королевы. Воротник Стюарт не был цельным и круглым, а раскрывался спереди. В начале XVII века появилась разновидность испанского воротника – воротник Медичи. Это был высокий кружевной веерообразный каркасный воротник.

Николас Хильярд. Портрет дамы. 1602 год. Воротник Стюарт – это английский вариант воротника с разрезом спереди.

О моде испанских аристократок XVI века, соответствующей придворному этикету.

Испанки сначала надевали белую нижнюю сорочку. Затем – корсет. В XVI веке для изготовления корсетов не использовали китовый ус, как впоследствии это делали француженки XVII века. Испанкам приходилось носить достаточно грубые и тяжелые корсеты из металлической сетки или лозы, покрытые с двух сторон тканью или ватой.

Вместе с корсетами использовались накладки из конского волоса, маскирующие естественную форму груди. Верили, что лиф платья должен быть ровным, полностью скрывая грудь придворной дамы.

К корсетам крепились пластины бюск – деревянные или металлические, служащие для уплощения живота и зрительного сужения талии. Девочки начинали носить корсеты с 10-12 лет. детской модыОдежду взрослых, просто меньшего размера, носили как мальчики, так и девочки.

Портрет девочки в возрасте 10 летМода для детей тогда была такой же, как и для взрослых.

Испанки одевали платья и под юбки обязательно надевали каркасы из металлических колец, у decreasing in diameter, прикреплённые к кожаным ремням.

Платья украшали вышивками, бантами и декоративными застежками. Испанским дамам предпочитали обувь без каблука, что в XVII веке удивляло французских модниц. Также испанки носили обувь на высокой деревянной подошве, подобной современной платформе.

Николас Хильярд. Парень в розовом цвете. Приблизительно 1588 год. Модель с пышными формами, высоким воротником и белыми гольфами.

Как одевались испанские аристократы в соответствии с правилами двора XVI века.

Женщинам религия и придворные правила предписывали прятать всё тело под платьями-футлярами, запрещая показывать носок туфли и шею. Шею скрывал воротник фреза. Мужчинам же следовало демонстрировать своё рыцарское происхождение с помощью одежды-доспехов.

Проснувшись утром, испанские аристократы XVI века надевали нижние сорочки из батиста или полотна. Манжеты этих сорочек оставались видимыми и выполняли декоративную функцию, украшаясь дорогим в то время кружевом.

Затем надевали хубон — одежду, которая опускалась до талии или бедер, имела прилегающий силуэт и застежка на пуговицы. Из-за наполнения из пуха, сена или конского волоса хубон по форме напоминал панцирь или рыцарские доспехи.

На ноги надевали короткие верхние штаны – кальсес. Как и хубон, состояли из двойной подкладки и набивались пухом или ватой, конским волосом, образуя шаровидную форму на бедрах. Под кальсес надевали шелковые чулки. В 1589 году была изобретена трикотажная машина и… шелковые чулки стали вязаными.

На хубон могли одевать короткие плащи и ропу. Ропа — одежда с длинными или короткими рукавами, широким воротником, сделанная из бархата, шелка или сукна, с подкладкой контрастного цвета. В Италию ропа пришла из Испании. В Италии её называли симаррой.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.