В девятнадцатом веке самым интересным и необычным периодом моды стало время правления стиля бидермейер в Европе. Данный стиль в европейской одежде просуществовал почти одновременно с стилем романтизм в 1820-1840-е годы.

Ф. Г. Вальдмюллер «Семья в парке»
Австрию считают родиной стиля бидермейер. Название стиля появилось от псевдонима группы поэтов XIX века – господина Бидермайера. Под этим псевдонимом в немецкоязычных журналах писали пародийные стихи поэт фон Шеффель, Людвиг Эйхорд и Адольф Касмауль. Такие пародии стремились насмехаться над стихами непрофессиональных авторов — любителей поэзии из рядов мелких торговцев и сельских учителей, чьи сочинения переполняли редакции журналов в первой половине XIX века.

Карл Шпицвег «Друг кактуса» (1856)В одиночестве чиновник прибыл домой, где ожидал его лишь кактус.
Стиль бидермейер — стиль городской жизни XIX века. На картинах этого периода изображены жители городов в разных сферах своей жизни: за работой, во время прогулок, отдыха. Картины немецкого художника Карла Шпицвега или серия портретов «Галерея красавиц» Йозефа Штилера – примеры подобных работ. Портреты принцесс и обычных горожанок были созданы по заказу Людвига I – короля Баварии. К стилю бидермейр в русской культуре относится… картины Василия Тропинина — к примеру, «Золотошвейка» или же «Кружевница».

Карл Шпицвег «Охотник на бабочек» (1840)
Стиль бидермейер – уютный стиль ценителей труда, которые могут себе позволить роскошь. Интерьеры в стиле бидермейер полны домашнего уюта: светлые обои с цветочным рисунком, мягкая мебель из ситцевых тканей и набитая конским волосом, простые кровати без балдахинов, множество горшков с комнатными растениями.

Карл Шпицвег «Бедный поэт» (1839)
Стиль бидермейер наиболее популярен в странах, где говорят на немецком языке.

Карл Шпицвег «Пикник»
Что касается стиля бидермейер, то его особенности наиболее ярко проявляются в женских платьях первой половины XIX века. Мужской костюм в этом стиле схож со стилем романтизма.
Платья в стиле бидермейер
Платье в стиле бидермейер напоминало воздушный шар: круглое и объемное. Не случайно – первые воздушные шары появились именно в XIX веке. В них летали не только мужчины, но и смелые женщины в громоздких нарядах.

Ф. Г. ВальдмюллерЖенский портрет
Платья в стиле бидермэйер отличались широкой, пышной юбкой. Для придании ей округлой формы использовали вшитые валики. В конструкции юбки не применялись каркасы и множество подюбок. В эпоху бидермейера дамы носили платья с одной юбкой и встроенными валиками. Юбка нарядов этого стиля стала несколько покороче – не закрывала щиколоток. Такое смелое решение считалось неприемлемым в то время.

Й. К. Штилер «София Баварская» (1832)
Платья в стиле бидермейер всегда имели декольте и открытые плечи. Вместе с ними носили дорогие шали из кашмирской шерсти, привозимые в Европу из Индии. Классическим сочетанием считалось белое платье и красная шаль. Что касается цветов платьев бидермейера, то девушки предпочитали более светлые оттенки, а женщины – темные.

Й. К. Штилер «Мария Фридерика Прусская» (1843)
Бальные платья имели короткие рукава, а поверх них надевали длинные перчатки. Talia всегда была подчеркнута поясом – с бантом или пряжкой. Такая деталь приковывала внимание к стройной талии.

Й. К. Штилер Дочь купца по фамилии Хиллмаэр родилась в 1829 году.
Повседневные платья не имели декольте, рукава у них были длинными. К повседневным платьям носили короткие перчатки и зонтики от солнца – аристократическая бледность была в моде. На плечи могли набросить кружевные косынки – фишю. На голове – шляпа капор.

Й. К. Штилер Лола Монтес была танцовщицей и любовницей короля Баварии Людвига I (1847).
Прически стиля бидермейер запомнились своей асимметричностью, петлями и бантами из волос. Взбитые и завитые локоны также были популярны.
О рукавах
Платья стиля бидермейер с особым вниманием к своим рукавам: всегда широкие и объемные.

Карл Шпицввег «Любовное письмо» (1845-46)
Платье часто имело двухуровневый рукав. У вечерних нарядов внутренний рукав был коротким, плотным и подбитым пухом или ватой. Верхний же рукав мог быть длинным и изготовлен из полупрозрачных тканей или кружева. Чаще всего бальные платья имели короткие рукава-буфы — объемные рукава в форме фонариков с манжетами.

Карл Шпицвег «Воскресная прогулка» (1841)
Носили платья с рукавами, которые были широкими у плеч и сужались к манжетам у локтя или запястья. В России такой рукав шуточно называли «бараньей ногой». Платья из повседневного гардероба обычно имели прямой одно-слойный рукав, который с внутренней стороны верхней части имел вшивную деталь из китового уса для придания объёма.
Мужской костюм в стиле бидермейер
Мужской костюм стиля бидермейер отличался силуэтом, частично повторяющим женский силуэт того времени: широкими плечами и узкой талией. В остальных деталях костюм напоминал мужской костюм стиля романтизм.

Карл Шпицвег «Автопортрет»
Фраки в стиле бидермейер облегали по фигуре, с широким рукавом сверху и подплечниками, нашитыми внутри. Зачастую фраки дополняли ватным наполнителем для увеличения объёма в области груди.

Карл Шпицвег «Запах роз»
При фракке предпочитали более светлые брюки и жилеты. Темный фрак позволял выбрать яркий жилет. Красные жилеты или же жилеты в полоску и клеточку были очень распространенны. Ткань в полоску или клетку применялась не только для пошива мужских жилетов, но и женских платьев.

Карл Шпицвег «Воскресный охотник» (1845)
Сюртуки сейчас популярны как верхняя одежда. Модным считается цилиндр, трость, перчатки, шарф, пышные локоны и усы.

Карл Шпицвег «Вдовец»
В то время популярностью пользовался английский плащ гавелок, изготавливаемый из сукна с яркой контрастной подкладкой. Плащ лишен рукавов, но имел пелерину и прорези для рук. Благодаря своей просторной форме его предпочитали надевать на балы, так как под ним не мнялся фрак.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.