Мода и стиль 1914 – 1918

В трудные времена, переживаемые многими странами Европы, произошли существенные перемены в моде и стиле. Война привела к закрытию многих Домов моды, а женщины оказались предоставлены сами себе и взяли на себя обязанность содержать семьи.

Многие заняли рабочие места супругов в конторах, промышленности, и конечно же, в госпиталях. Им довелось вести мужской образ жизни, вследствие чего одевались соответственно – в одежду мужчин и даже мундиры.

Одежду стали изменять для большей функциональности, делая ее более свободной. Многие отложили украшения, шляпы, корсеты и убрали пышные прически, оставив лишь простой пучок на затылке.

В мирное время портные уделяли большое внимание качеству пошива каждой детали и общей посадки одежды. Во время войны практичность одежд стала важнее: комфорт превыше всего, о сидящей блузке или юбке уже не думали.

Перед войной журналы моды показывали модели с юбками, сужающимися книзу. Полем ПуареНекоторое время преобладал ставший привычным стиль, но платья и костюмы постепенно менялись по новому образцу, точно также происходило с верхней одеждой.

Предпочитался крой с цельнокроеными рукавами, напоминавший японское кимоно. Рукав-кимоно, введённый Поль Пуаре, оставался у дам высшего света наиболее удачным перед войной и во время неё.

В стиле кимоно шили одежду разных видов, потому что этот стиль не требовал сложных технологий и казался ненавязчивым. Так появилась мода на непринужденность.

Блузка напоминала мешок: один бок был собран в глубокие складки, другой — гладким. Сшить костюм тогда оказалось делом непростым. Необходима была тщательная проработка кроя и отглаживание ткани. Чем более небрежно выглядел костюм или платье, тем лучшее впечатление производил.

Материал накидывают на форму, слегка подправляют в некоторых местах, а в других сшивают, и получается мешкообразный силуэт, необходимый для работы.

Первая мировая война значительно повлияла на женскую моду, привнеся элементы милитари: тренчи, бушлаты, шинели, металлические пуговицы, одежду цвета хаки, накладные карманы, береты и кепи.

Миниатюрные головные уборы, похожие на шлемы летчиков, грубые ремни, окантовка, воротники-стойки всё чаще встречаются в одежде. Журналы моды публикуют выкройки и инструкции по пошиву одежды для дома. В них демонстрируются модели костюмов с отрезной талией и баской, погончиками на плечах, отделкой шнурами.

Журналы показывают фасоны для скорбных случаев: всё чёрное, закрытое, шляпы с траурными вуалями. Сейчас полностью отброшен зауженный низ юбки. Кому нужно спешить на рабочее место мужа или в госпиталь?

Одежда стала более свободной, линия талии сместилась ниже под грудью. За год силуэт изменился с веретенообразного на трапециевидный. Женщины стали стричь волосы – это было удобнее в спешке, а также из-за антисанитарных условий. Кроме того, женщины стремились избавиться от всего лишнего.

Мужчины изумлялись новым видом своей прежней прекрасной спутницы и подруги. Жан Ренуар (сын художника) так описывает своё удивление, увидев свою родственницу: «Новый, никогда прежде невиданный облик Веры настолько меня потряс… Мы помнили девушек с длинными волосами… и вдруг… наша половина стала нашей ровней, нашим товарищем. ».

Быстро ушедшая мода – несколько движений ножницами и, главное, открытие о возможности женщин заниматься делами, которые традиционно выполняли мужчины, уничтожило социальную структуру, которую строители десятилетиями.

В начальные годы войны старые юбки носили дольше обычного, а новые шили широкими. Так сформировались три основных типа юбок: плиссе или гофре, юбка-клёш от талии и юбка из двух воланов-клёш, создающая вид двухъярусной модели.

Лиф шьют с цельнокроеным рукавом, иногда используют рукав-реглан. Низ изделия украшают мягкими складками, обеспечивая свободу движений.

Этот период оказал огромное влияние на моду и стиль, считаясь переходным в истории моды. С 1914 по 1918 годы появилось множество нововведений. В такой период грандиозных мировых событий казалось бы не до моды, а она всё равно развивалась.

Даже закрытые Дома моды и война не смогли остановить женщин самостоятельно создавать и развивать новые идеи, поскольку жизнь продолжалась. В разных странах и слоях общества ситуация была разной. Всё равно женщина оставалась женщиной. И даже в военное время случались моменты, когда хотелось себя украсить, пусть не драгоценностями, а одеждой.

Несмотря на печальные известия с фронта, жизнь в тылу налаживалась, так как не всем пришлось пережить страшные события, и люди стремились жить полной жизнью и радоваться каждому дню. К концу войны вновь устраивались балы, а одежда украшалась богатым декором.

Юбки после начала войны сначала становились короче (чуть ниже колен), затем снова удлинялись. На короткое время появились суженные книзу юбки. С 1917 по 1918 годы модельерам удается повлиять на стихийно меняющуюся моду. Начинался поиск нового стиля.

Многие модные дома стремились приспособиться к внезапно появившейся моде. Появляются новые дома моды, мастера возобновляют работу. Жанна Пакен, Мадлен Вионне, Эдуард Моне, сёстры Калло вновь заняты работой.

Между тем мадемуазель Шанель приступает к созданию образа новой женщины. К выдающимся мастерам того времени относится Эрте. Роман ТыртовХудожник, до войны разрабатывавший эксклюзивные эскизы для Поля Пуаре, к завершению военных действий обрёл мировую славу как мастер дизайна костюмов.

Эрте сотрудничал с многочисленными моделями, в частности с американским изданием «Harper’s Bazaar». Его превосходные эскизы от вечерних нарядов до простых костюмов демонстрируют безупречный и неповторимый стиль. Среди множества тем Эрте занимала место – женщина в брюках. В своих эскизах художник виртуозно предлагает идею создания платья, в котором подчёркиваются детали, намекающие на бриджи, галифе, шаровары.

Французский писатель Ромен Роллан мечтал увидеть через сто лет после своей смерти, как изменится общество, но не в трудах учёных, а в журнале моды. Писатель верил, что мода расскажет правдивую историю изменений общества, больше, чем философы и историки вместе взятые.

И вот итог стихийно развивающейся моды:

Возвратившись с войны, портеры стремясь восстановить прежние привилегии, были вынуждены последовать новой моде, разработанной женщинами. Кринолины, корсеты и узкая мода утратили своё значение.

Военная форма повлияла на моду. Её удобство заставило граждан подражать армии.

В дополнение к военным действиям в Европе разворачивались и колониальные войны. В результате появились узорчатые ткани из Туниса и Марокко, шали, платки. Наряду с одеждой простого кроя, в гардеробе женщины появилась одежда с изобилием экзотических узоров, возросла любовь к вязанию, аппликациям, вышивкам, бахроме, бусам.

Военный конфликт ускорил процесс женской эмансипации.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.