В год петухаЕсли верить китайскому календарю, 2017 год пройдёт под знаком этой яркой птицы, самое время вспомнить о костюме в стиле барокко.

Иасент РигоПортрет Людовика XIV
Барокко — самый заметный, самый роскошный, самый элегантный стиль в истории искусства и моды. Никогда до этого и никогда после мода не была столь сложной и невероятно прекрасной. Мужская одежда стиля барокко никогда не была столь изящной и нарядной, как женская.

Николя де ЛаржийерПортрет Людовика XIV с семьёй
Французский барокко – стиль вечного праздника. В костюмах этого стиля преобладают плиссировки и буфы, каскады лент, рюшей, оборок и бантов. В стиле барокко любимым металлом являлось золото. В XVII веке во Франции считалось, что золота много не бывает. Позолоченные рамы картин и зеркал, золотые люстры, вышивка золотыми нитями. С золотом наиболее гармонично сочетались алмазы. Алмазы нашивались на одежду, а также использовались в качестве пуговиц в мужском костюме. Барокко во Франции тесно связано с именем короля Людовика XIV, которого называли «королем-солнцем». Сам Людовик XIV говорил: «Франция — это я». В его правление был построен Версаль – загородная резиденция французского монарха в стиле барокко. Людовик большую часть времени находился во дворце Версаль. С ним там пребывал весь его двор. C середины XVII века до начала XVIII вся модная тенденция в Европе зависела от Версаля. Одежда придворных Людовика XIV и самого короля быстро становилась популярной по всей Европе.

Шарль ЛебренКанцлер Сегье
Мужской костюм отличался особой роскошью. Мужчины носили нижние, обязательно кружевные, сорочки, поверх которых надевали жилет и жюстокор. Жилет всегда был на 10-15 см короче верхней одежды – жюстокора. Жюстокор изначально служил военной одеждой, но с середины XVII века придворные аристократы Людовика XIV стали его носить. аристократы всей Европы.

Шарль ЛебренКонный портрет Людовика XIV
Жюстокор — одежда длиной до колен, облегающего силуэта, расширяющаяся книзу. Неотъемлемой частью служил широкий пояс. Жюстокор украшался нарядными пуговицами, в том числе брильянтовыми. Два кармана располагались спереди, а три разреза — два по бокам и один сзади. Для комфорта верховой езды делали разрезы. Жюстокор украшал вышивкой. Кружевные манжеты рубашки под рукавами жюстокора обязательно должны были быть видны.

Картина Шарля Лебрена, созданная Никола Ларжильером.
Шейный платок белого цвета, предшественник современного галстука, носили вместе с жюстокором. Французские аристократы, возможно, переняли этот обычай у солдат-наемников хорватского происхождения.

Картина Пьера Миньяра, изображающая Мольера. «От сапог до головного убора – банты, ленты, банты, ленты…» — писал Мольер о моде французской знати XVII века.
Существовал вариант жюстокора, доступный исключительно членам королевской семьи. Такое правило было установлено указом Людовика XIV, изданным в 1660-х годах. Назывался этот тип жюстокора «жюстокор по привилегии». Выглядел он как синее изделие с красной подкладкой, украшенное золотом и серебром.

Автопортрет художника Пьера Миньяра(в домашнем халате)
Мужчины в стиле барокко предпочитали узкие, короткие брюки-кюлоты, доходящие до колен, белые шелковые чулки и туфли с бантами.

Портрет Кольбера, занимавшего пост министра финансов французского короля.
В мужской придворной одежде XVII века было обязательно носить парик. Мужчины того времени пользовались длинными париками с пудрой, имитирующей седину, и большими локонами. Легенда гласит, что Людовик XIV или его отец, Людовик XIII, рано поседели, отчего зародилась мода на белые парики, похожие на седые. В то время горожане шутили, что аристократы теперь употребляют муку не только внутрь, но и посыпают ею головы.

Людовик XIV, его брат и Кольбер совершают визит. Мануфактуру Гобеленов
Мужчины семнадцатого века тоже пользовались макияжем. Аристократы, вне зависимости от пола, осветляли лица и делали яркие румяна на щеках.

Портрет мадам де Монтеспан ателье художника Пьера Миньяра
Французский женский костюм барокко, подобно мужскому, был сложным и роскошным. Женщины предпочитали парадные платья с пышными юбками, поддерживаемыми каркасом. Вторая половина XVII века характеризовалась тремя юбками на платьях. Наинижнюю юбку называли «тайной». Среднюю – «фрипон», что переводилось как «шалунья». Чаще всего ее шили из легких тканей, например, тафты или муара. Нижний край фрипона был виден из-под верхней юбки и украшался кружевом, бахромой, кисточками, оборками, воланами.

Портрет мадам де Монтеспанфаворитка короля Франции Людовика XIV
Верхняя юбка именовалась модесткой, что значило «скромной». Ее изготавливали из плотных однотонных тканей, таких как атлас, парча, бархат. Цвета женских и мужских костюмов в стиле барокко преимущественно были темными и яркими. Особой популярностью пользовались темно-красный и темно-синий оттенки. Верхняя юбка сдержанного кроя расходилась и поднималась по бокам, открывая среднюю юбку-фрипон и ее подкладку. К лифу платья ее прикрепляли бусинами или декоративными шнурками.

Мадам де Монтеспан и ее дети
Лиф платья украшали рядами кружев или бантов. Рукава доходили до локтя и венчались кружевной оборкой. В XVII веке во Франции модой были глубокие декольте, настолько неприличные по глубине, что ввела их одна из фавориток короля Людовика XIV мадам де Монтеспан.

Мадам де Монтеспан
Мода на женские костюмы часто задавалась фаворитками короля. В последние годы жизни Людовика XIV, когда его фавориткой стала набожная маркиза де Ментенон, мода на открытые декольте платьев ушла в прошлое. Также исчезли обильные украшения. Платья придворных дам последних лет правления Людовика XIV стали более скромными и менее нарядными.

Мария Терезия Австрийская была женой Людовика XIV.
В женском костюме XVII века был неизменным элементом корсет. Сделанный из китового уса, корсет предназначался для того, чтобы максимально сузить талию. Корсеты затягивались настолько туго, что в душном помещении дышать становилось трудно, и женщины часто теряли сознание. В связи с этим дамы XVII века всегда носили с собой нюхательную соль. Проlonged wear of the corset also negatively affected women’s health, as it caused deformities of internal organs.

С левой стороны изображена Гортензия Манчини, герцогиня де Мазарен. Сестра Марии Манчини
Справа изображена Мария Манчини, копия с портрета Якоба Фута. Одна из пятерых дочерей кардинала Мазарини. и первая любовь короля Людовика XIV
Прически женщин XVII векаПрически часто были высокими. Например, популярной стала прическа «фонтанж», названная в честь фаворитки Людовика XIV Анжелики де Фонтанж. Она состояла из взбитых волос, лент и кружев, уложенных на высокий каркас из проволоки.

Живопись Анжелики де Фонтанж работы Анри Пигайема.

Катрин Шарлотта де Граммон, принцесса Монако, герцогиня Валантинуа

Слева — Мадемуазель де Роклор, Рисунки маслом от мастера Пьера Миньяра.
Справа изображена Анна-Генриетта Гонзага Баварская, княгиня Конде.
Женщин XVII века красили не только белилкой и румянами, но и носились мушками – искусственными родинками из черного шелка.

Портрет Маркиза де Ментенонпоследней фаворитки Людовика XIV

Франсуаза д’ОбиньеМаркиза де МентенонПосле кончины супруги Марии Терезии австрийской, Людовик четырнадцатый потаенно сочетается браком с маркизой де Ментенон.
Платья в стиле барокко украшали орнаментами и рисунками: плоды граната, цветы, завитки, виноградные гроздья. Трезляж – ромбовидная сетка с розетками – был особенно востребованным узором.

Портрет Маркиза де МентенонПрежде чем стать любимицей короля и его супругой, Маркиза де Ментенон занималась детьми Людовика XIV. и его главной любимой мадам де Монтеспан
Дамы XVII века носили не только парадные платья, появилась мода на домашнюю одежду. Например, во времена стиля барокко появился элемент женского костюма – дезабилье — простое домашнее платье из легкой ткани. В дезабилье либо прозрачном пеньюаре и тонких шелковых чулках дамы могли принимать гостей по утрам в собственном будуаре. И современные дизайнеры обращают внимание на стиль барокко. В коллекциях бренда Dolce & Gabbana всегда можно обнаружить много мотивов этого стиля. весна-лето 2017Разнообразный декор, черно-белые контрасты, интенсивные яркие оттенки — всё это модно в год Петуха.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.