Мода эпохи Рококо: изящество в одежде XVIII века

В XVIII веке царила мода на молодость, богатство и легкомысленность. Мода стиля рококоЭто мода прошлых беспечных лет французской и всей европейской аристократии. XIX век войдёт в историю как век революций, один из первых – в конце XVIII века – французский король лишится короны, а заодно и головы.

Натюрморт с портретом Марии Антуанетты (находится справа) и её родственниц. Мария-Антуанетта была последней французской королевой и задавала моду в стиле рококо.

Восемнадцатый век – время балов и салонов. Юбки платьев поражают своей пышностью, пройти в дверные проемы в таком платье непросто. Прически невероятной высоты дополняют образы дам. Иногда из-за чрезмерной высоты причесок приходится ездить в открытых каретах, так как крыши закрытых карет слишком малы для них. В конце концов, на голове могли разместить целое судно.

Что касается нарядов, мода XVIII века строилась на трёх основных правилах.

Портрет короля Людовика XVI, мужа Марии-Антуанетты и последнего монарха Франции до революции.

Первый – юность. Мужчинам и женщинам нужно было казаться максимально молодыми. Мужчины не носили бороды и усы. Белили и румянили лица. Надевали на голову маленькие… парики с волосами, собранными в небольшие хвосты или же узлы.

В то время женщины стремились максимально сузить талию при помощи корсетов, а также считалось красивой небольшой объем груди. Для уменьшения размера груди использовались специальные планшетки, которые подкладывали под лиф платья. Лицо белили и румянили, акцентировали внимание на глазах и губах. Искусственные родинки-мушки, как и в XVII веке, оставались популярными.

В XVII веке во французском дворе предпочитали пышные женские формы: округлую грудь, бедра и тонкую талию. XVII век можно назвать временем, когда эталоном красоты считалась зрелая женщина, а XVIII век — противоположность, теперь идеал красоты – юная девушка.

В XVII веке популярны были глубокие синий и красный цвета в одежде, но к XVIII веку преобладали пастельные оттенки как для мужских, так и для женских костюмов. Второй принцип моды XVIII века – одежда должна быть выполнена из нежных цветов: салатового, белого, розового, голубого. Розовый и голубой особенно любились в стиле рококо.

Французский живописец XVIII века Франсуа Буше.

Третий принцип — максимально много бантов, лент и кружев. Особенно в мужском костюме. В XVII и XVIII веках французская мода приближала мужской костюм по декоративности, силуэту и сложности к женскому больше, чем когда-либо ранее или позже. Мужчины не только использовали косметику, но и носили банты, кружево и чулки.

Чтобы выглядеть как мужчина в XVIII веке, необходимо было надеть белую нижнюю сорочку с кружевными манжетами, чулки, верхние короткие брюки (кюлоты), украшенные бантами, обувь на каблуке и с бантиком на носке.

В XVIII веке верхней одеждой служил жюстокор, появившийся из XVII века. Жюстокор – это длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника (на него выкладывался кружевной воротник нижней рубахи) и с карманами, украшенный большим количеством пуговиц и подпоясанный широким поясом.

Шейные белые платки, являвшиеся предшественниками современных галстуков, носили с жестовкором. В эпоху барокко, стиля XVII века, жестоккор был темного цвета. В период рококо стали носить жюстокор голубого и даже розового цвета.

Рисунок XVIII века с изображением модных причесок.

Вскоре на место жюстокора приходит сюртук. Сюртук XVIII века – приталенный, расширяющийся к бедрам, со складками и узкой линией плеч и рукавов. Изготавливали его из бархата, атласа и шелка. украшали вышивкой и декоративными пуговицами.

В конце XVIII века появился новый вид одежды – фрак. Первые фраки изготавливали из шелковых и бархатных тканей разных цветов, украшая их вышивкой.

Франсуа Буше. Портрет Маркизы де Помпадур

Женщины наряжаются в нижние сорочки с кружевом, надевают корсет из китового уса и каркас под юбку платья. В это время каркасы изготовляют на фижмах.

Фижмы — это каркас для юбки из пластин китового уса или ивовых прутьев.
Появление физм датируется Англией 1711 года. К середине XVIII века под юбку стали надевать овальные фижмы, а также появился сложный шарнирный механизм для подъема юбки. Теперь очень широкую юбку можно сузить для прохода в дверной проем и вновь расправить.

Антуан Ватто. Две кузиныПлатье со «складкой Ватто»

Развиваются разные модели платьев. Самым популярным становится платье кунтуш. Платье кунтуш (или платье со «складкой Ватто») – узкое в плечах, с большим декольте, отличающееся широкими складками («складки Ватто») на спинке.

Складки названы по имени художника рококо Ватто, который изображал на своих картинах платья кунтуш. Платье также демонстрирует типичные для рококо рукава: узкие и расширяющиеся к локтю с каскадом пышных кружев.

Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур.

Детали платья маркизы де Помпадур

В XVIII веке появилось платье неглиже, предназначенное для ношения дома. Его отличали отсутствие каркаса и жесткого корсета. На него часто надевали карако – женский вариант фрака или курточку с длинными рукавами, короткими фалдами и отворотами на груди.

Портрет Марии Антуанетты работы Виже-Лебрен.

Детали наряда на портрете Марии-Антуанетты, написанном Виже-Лебреном.

В конце XVIII века всё большее влияние на моду Европы, в том числе Франции, оказывает Англия. В XIX веке Англия вытесняет Францию на второй план, а европейская мода XIX века формируется под влиянием английской моды.

Французский художник Буше написал портрет мадам Бержере.

В конце XVIII века мода на платье полонез пришла во Францию из Англии. Платье полонез служило утренним нарядом, которое могло быть как домашним, так и парадным. Его подол был собран в виде полукружья, открывая нижнюю юбку.

Портрет миссис Освальд

В женском костюме стиля рококо важное значение имели аксессуары: веера, ленты для шеи, шляпы, гребни, броши и сумочки. Например, сумочка «помпадур», названная в честь фаворитки французского короля мадам де Помпадур, представляла собой небольшой бархатный, тканевый или кружевной мешочек.

Виже-Лебрен. Виконтесса ВодрейПод воздействием английских тенденций декольте платья стало закрытым.

Дамы XVIII столетия также украшали себя необычными аксессуарами, например, блохоловками. В те времена блох было достаточно много, а вопросы гигиены в замках присутствовали с периода Средневековья.

Европейские аристократы не любили мыться, так как в дворцах отсутствовали бани. Поэтому предпочитали пользоваться духами. Блохоловки служили и украшением, и практичным средством. Выглядели как вилочка с подвижными зубцами-усиками. Дамы носили их как украшение на шее.

Украшения Марии-Антуанетты

Кольцо от Марии-Антуанетты к её дочери Софии.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.