15 мая в нашей стране отмечается День метрополитена. Огромное количество людей ежедневно ездят на метро, не задумываются о том, что этот привычный для жителей мегаполисов вид транспорта имеет свою весьма интересную историю.
«Ах, метро, ох, метро!
До чего ж оно хитро:
Летом в нём прохладно,
А зимой – тепло!»
(эстрадная песня 30-х годов)
Слово «метрополитен» происходит от французского слова – metropolitain. Хотя англичане с этим не согласны и уверены, что слово метрополитен произошло от названия компании «Metropolitan Railways» – «Столичные железные дороги», которая строила лондонский метрополитен.
Метрополитен или метро представляет собой рельсовый общественный транспорт на электрической тяге, трассы которого проложены чаще всего под землёй в тоннелях и реже по поверхности и на эстакадах.
Благодаря тому, что поезда метрополитена не имеют пересечений на одном уровне, они ходят с повышенной скоростью.
Поезда метро ходят чаще, чем, например, электрички на пригородных железных дорогах.
У метрополитена нет центрального вокзала. Если задуматься, то метро появилось не так уж давно.
Лондон к середине XIX века уже был перенаселённым и загруженным конным транспортом городом. Автобусов и машин тогда ещё не было. Но двум миллионам лондонцев нужно было как-то перемещаться по городу. Поэтому назрела необходимость модернизировать внутригородское транспортное сообщение.
И тогда в 1846 году лондонец Чарльз Пирсон придумал метро и представил свой проект Королевской комиссии железных дорог.
Строительство же метро в Лондоне началось в 1860 году, компания «Metropolitan Railway» прорыла первый тоннель на Euston Square. Тоннель представлял собой прокопанный ров с рельсами с кирпичной крышей, которая сверху была засыпана землёй. Глубина рва не превышала 10 метров.
А 10 января 1863 года в Лондоне произошло торжественное открытие метро принцем Уэльским.
Длина линии составляла 3,5 км, состояла она из 7 станций, поездка занимала 33 минуты. В составе поезда было 4 вагона, тянул их локомотив, а так как вагоны ходили на угле, туннель заполнялся дымом и паром. Освещение внутри вагонов было газовое.
Комфорта, конечно, в те времена было мало, но, тем не менее, лондонцы стали охотно пользоваться новым видом транспорта. Уже в первый день работы на метро проехало более 30 тысяч пассажиров.
Спустя пять лет открылась кольцевая линия. А первая электрифицированная ветка City открылась в 1890 году. И в этом же году на метро проехался принц Уэльский.
В наше время Лондонский метрополитен по величине занимает четвёртое место в мире. Общая протяжённость его железнодорожных линий 402 км. Оно имеет 11 направлений и состоит из 270 станций. Ежедневно Лондонское метро перевозит в среднем 3 миллиона пассажиров.
Метро очень быстро распространилось по всему миру.
В 1872 году метро построили в США, в Нью-Йорке, в 1900 в Чикаго, в 1907 в Филадельфии.
В 1896 году было построено первое европейское метро в Будапеште. В 1900 году в Париже, в 1902 году в Берлине.
Парижское метро довольно миниатюрно и считается самым плотным в Европе, расстояние между многими его станциями не превышает 500 метров. Маленький узкий вход в метро, построенный в XIX – начале XX века многим напоминает спуск в подземелье. Некую таинственность и оттенок ужастика метро придают светящиеся, точно глаза драконов, красные фонари.
Людям, непривычным к парижскому метро довольно трудно найти выход со станции, чаще всего единственный эскалатор выезжает прямо на улицу.
Самое старое метро в Европе – будапештское и находится оно, соответственно, в Венгрии. Протяженность его линий составляет 20,8 км.
Протяжённость линий германских метрополитенов – берлинского и гамбургского имеет 113 км и является лишь наполовину подземным.
Гамбургский «У-бан», который был открыт в 1912 году и имеет протяжённость линий в 89 км, объединён с сетью трамваев и автобусов. В Мюнхене метро открылось только в 1971году, а в Бонне и Ганновере в 1975. Оба эти метро невелики.
В Мадриде метро появилось в 1919 году, и первоначальная его протяжённость составляла 2,9 км, в наши дни она выросла до 56 км и перевозит в год более 550 млн. пассажиров.
В Испании есть так же метро в Барселоне, его почти полностью подземный путь составляет 40 км.
Самое старое и самое большое метро в Японии – в Токио. Было открыто в 1927 году, его протяжённость 200 км. Оно считается самым загруженным в мире, так как перевозит ежегодно более 2 млрд. пассажиров.
В японских метрополитенах длинные подземные переходы, в которых располагаются магазины, и даже рестораны. По-моему это удобно.
В связи с ростом населения, в Японии в 1990-х годах было проведено расширение сетей метрополитена.
Но одним из самых красивых в мире является Московское метро. Богатые отделки 44 его станций в духе соцреализма были признаны архитектурными достопримечательностями.
Первые предложения по созданию метро в Москве появились в 1875 году, то есть в XIX веке. Суть предложения состояла в том, чтобы проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной рощи.
Но, увы, дело застопорилось.
Первый из проектов московского метро был предложен в 1901 году, в 1902 году инженеры Балинский и Кнорре предложили соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией, но городская дума предложение отклонила. Ещё и резолюцию смешную вынесла: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…»
Как утверждают историки, к подобному отношению приложило руку трамвайное лобби, потому как трамвай приносил в казну значительную прибыль.
До Первой мировой войны было предпринято ещё несколько попыток по внесению проектов, но ни один из них не был принят.
После революции и гражданской войны, в 1925 году был предложен проект Мясницкого радиуса, но и новая власть оказалась нерасторопной. Если быть точнее, то на осуществление проекта не было денег. А транспортная нагрузка тем временем всё возрастала и метро решили всё-таки строить.
В 1923 году к разработке проекта метрополитена приступила Московская городская железная дорога, которая занималась этим в течение 7 лет.
Но в 1930 году, когда проект был практически готов, подотдел МГЖД закрыли, а всех специалистов с дореволюционным образованием обвинили во вредительстве и арестовывали.
Но в январе 1931 года Москва встала в транспортном коллапсе.
И в июне 1931 года первый секретарь Московского комитета ВКП(б) Л. М. Каганович добивается на партийном пленуме принятия решения по строительству метро. А в сентябре Московское руководство учреждает Мосметрострой и в письменном обращение в ОГПУ, просит вернуть арестованных специалистов МГЖД.
В ноябре 1931 года в горкоме представлен проект годичной давности с небольшими поправками линий московского метрополитена.
Была утверждена первая очередь строительства: от Сокольников до будущего места строительства Дворца Советов (храм Христа Спасителя) и от Смоленской площади до библиотеки им. Ленина.
К строительству приступили в конце ноября 1931 года.
Изначально планировали, что московский метрополитен будет по преимуществу надземным, и только в самом центре будет проходить под землёй на небольшой глубине.
Но когда работы уже начались, молодой инженер Мосметростроя Вениамин Маковский предложил пустить метро на большой глубине – до 35 метров. Все остальные инженеры Мосметростроя были против, но идея Маковского понравилась Кагановичу и Хрущёву.
В мае 1932 года строительство было остановлено, и за неделю был разработан новый проект глубокого заложения, который одобрил Сталин.
Для прокладки тоннелей метро на большой глубине в Москву были вызваны шахтёры из Донбасса. Там где были плывуны, и невозможно было применить шахтёрскую проходку, применяли проходческий щит. На каждом конкретном участке применялись разные методы.
Так как людей на строительстве постоянно не хватало, то стали привлекать не только москвичей, но и приезжих.
А в марте 1933 года на строительство метро были привлечены тысяча комсомольцев. К началу 1935 их уже было 19 000.
И профессия метростроителя стала считаться престижной.
Планировали изначально открыть метро 7 ноября 1934 года, но из-за отсутствия эскалаторов дата открытия была перенесена.
Мосметрострой за 200 000 золотых рублей приобрёл один эскалатор у Лондонской фирмы. Его разобрали, скопировали, увеличив при этом длину лестниц. В январе 1935 года появились советские эскалаторы.
4 февраля 1935 года по построенной трассе прошёл первый тестовый поезд. Над надземными павильонами станций появилась красная буква «М», придуманная архитектором Иваном Тарановым, которая и стала символикой московского метрополитена.
15 мая 1935 года Московский метрополитен был открыт.
В 4 часа 30 минут открылась первая линия метро, связавшая станцию «Сокольники» со станцией «Парк культуры».
В первом пассажирском поезде типа «А» было два вагона: один красного, другой песочного цвета. Внутри они были отделаны линкрустом – жёлтым фактурным картоном. Сейчас первый поезд, как музейный экспонат находится в депо «Измайлово».
До начала Великой Отечественной войны было открыто ещё две линии. С началом войны часть вагонов метро была эвакуирована. В случае появления противника оборудование метро предполагалось уничтожить.
15 октября 1941 года Л. М. Каганович издал приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению. Утром 16 октября 1941 года метрополитен впервые не был открыт. Но, к счастью, к вечеру приказ был отменён и метро сохранилось.
Проекты строительства третьей очереди Московского метрополитена были продолжены во время Великой Отечественной войны, и в мае 1942 года началось строительство. Два отрезка пути были открыты в январе 1943 года, ещё две были открыты в ноябре 1943 года.
Всего во время войны было построено 7 станций, на них имеются памятные таблички с надписью «Сооружено в дни Отечественной войны».
После войны началось строительство четвёртой очереди метрополитена.
С 1955 года в связи с постановлением ЦК КПСС и СНК СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» отделка станций стала намного скромнее. Проекты стали типовыми и значит, более дешёвыми.
Московский метрополитен занимает первое место в мире среди всех метро по количеству перевозимых за день пассажиров.
В наше время метро построено и в других городах России – в Санкт-Петербурге (15 ноября 1955), Нижнем Новгороде (19 ноября 1985), Новосибирске (7 января 1986), Самаре (26 декабря 1987), Екатеринбурге (27 апреля 1991), Казане (27 августа 2005).
В Волгограде с 1984 и Кривом Роге с 1986 года действуют системы частично подземного скоростного трамвая – метротрама.
Лично мне метро нравится за то, что поезд не нужно долго ждать и доехать можно до нужного места очень быстро.
Жаль только, что в нашем городе метро не такое разветвлённое, как в Москве.
А ведь метро – это не только быстрота, но и чистота. Воздух не загрязняется выхлопными газами и не ухудшается экология.
Так, что с удовольствием поздравлю метрополитен с днём рождения!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.