На смену февралю неизменно приходит март, первый весенний месяц. А ведь когда-то именно в марте наши предки встречали Новый год, провожали долгую затяжную зиму и призывали солнце и тепло.
Интересно, что у многих народов есть соответствующие обряды и обычаи.
Буйный месяц март
У древних римлян март считался месяцем своенравным, само название его было связано с Марсом, богом войны, плодородия и дикой природы. Однако для жителей Восточной Европы весна могла ассоциироваться только с женщиной. Отсюда и имя – Марта…
Не зря же и сами римляне все последующие солнечные, согревающие щедрые месяцы назвали именами женщин — богинь Афродиты (апрель), Майи (май), Юноны (июнь). А каких богов и святых призывали христиане, чтобы помогли отстоять лучезарную Весну? Если у жителей Восточной Европы это была Марта, то нашим соотечественникам подсобляли и Власий, и Евдокия, и сам Георгий Победоносец…
Марцышоры и Мартеницы
…Зима на Балканах была долгой. Злые вьюги, словно рассерженные колдуны, неделями кружили над полями. Глубокие сугробы, как медведи, залегли вдоль холмов, протянули друг другу снежные лапы. Даже солнце казалось озябшим.
Вот и март наступил, а весна все не возвращалась. Не могли пробиться сквозь снега подснежники, не появились фиалки… Земля не могла встретить весну цветами. Капризная красавица, обидевшись, не захотела заходить в этот край…
Кто знает, что стало бы в тот суровый год с людьми, зверями и птицами, если бы не молдавская чародейка Ленуца — дочь реченского пастуха. Это она догадалась, как справиться с бедой.
Ленуца собрала разноцветные нитки, которыми вышивала сорочки, сплела из них алые и белые цветы и приколола к шубке. То же самое сделали вскоре другие парни и девчата села, а за ними все больше и больше людей. Издалека могло показаться — земля и вправду расцвела. И весна поверила, вернулась. А лютой зиме пришлось убираться подальше. С той поры и повелось, причем не только в Молдавии, но и в соседней Румынии. А цветы из ниток стали называться мэрцишорами.
Среди болгар, наверное, тоже нашлась такая же догадливая девушка, как Ленуца. Главное — не грустить, не томиться одному, а подзадорить, объединиться с другими. В Болгарии древний обычай украшать одежду в честь весны называли мартеницами. Шнурки, скрученные из нескольких красных и белых ниток, прикрепляли к воротникам, шапкам, к отворотам пальто или плащей. Ну а далее для пущей важности к шнуркам стали привязывать шарики, кисточки, фигурки животных и людей, прикреплять монеты и другие украшения. И желательно было не снимать мартеницы до тех пор, пока не вернется с юга первый аист.
Жаворонки по-славянски
Славяне издавна праздновали в марте Жаворонки. В разных местах праздник отмечали с 1 по 12 марта по Юлианскому календарю (или с 14 по 25 марта по Григорианскому, то есть по новому стилю).
Согласно поверьям, к этому сроку из-за моря прилетали сорок птиц, поэтому иногда праздник называли и Сороки. Но считалось, что первым прилетает жаворонок.
Еще накануне хозяйки хлопотали у печек, пекли пироги, хлеб и, конечно «жаворонки», выкладывая на огромные противни фигурки из теста, изображения «божьей птички». К этому празднику были приурочены красочные обряды и гуляния, где главную роль играли девушки. Им предстояло встречать рассвет и провожать закат на каком-нибудь возвышенном и открытом месте. Они обращались к Солнцу: «Весна красна! Приди! Приди!». Входили в ритуал и особые заклинания, например, девушки просили птиц принести ключи, чтобы отомкнуть землю, закованную зимой. Они пели (закликали весну) и прыгали через костер.
С приходом христианства славянские традиции стали уходить в прошлое. Однако весенний праздник сохранился. Отныне он был посвящен сорока мученикам севастийским, и отмечали его 9 марта по Юлианскому календарю или 22 марта по Григорианскому. Но, хотя наши предки, перешедшие в христианство, и поминали в этот день павших воинов-мучеников, традиция встречать весну осталась. В каждом доме пекли печенье в виде птичек из сладкого теста. Зачастую оно представляло собой узелок или бантик, концы которого превращались в крылья, а из центра поднималась нехитро слепленная голова с глазом-изюминкой. Смотрели «жаворонки» всегда в профиль. Птичек из теста не только ели, но также использовали в ритуальных целях, например, усаживали на стог или крышу амбара, надеясь на грядущее плодородие.
Применяли «жаворонков» и для гаданий. Хозяйки запекали внутрь изделий немудреные украшения — бусину, кольцо, монетку или простую щепку со значением. Ели осторожно. Если попадалась, например, бусина, это означало скорую женитьбу. Пустой «жаворонок» считался плохой приметой. Поэтому женщины пекли их отдельно и, отдавая, предупреждали, чтобы изделия не ели, а украшали ими стог или двор.
Кроме «жаворонков» к этому дню выпекали колобки, числом сорок. Они не предназначались для праздничного стола. Их пекли для Мороза, который сдерживал наступление весны. Колобки выбрасывали за окно и просили Мороза принять подношение и уйти со двора.
Также считалось, что в этот праздник нужно обязательно разорвать сорок нитей и сломать сорок палок, тогда темные силы, сковывающие землю, отступят. С этими разорванными узами заканчивалась власть зимы над землею…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.