Мариано Фортуни: платья из жизни

Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871—1949) — талантливый изобретатель, декоратор, художник и фотограф.

Мариано Фортуни родился 11 мая 1871 года в испанской провинции Гранада. Все члены семьи были связаны с искусством, и Мариано тоже мечтал стать художником. Отец его, Мариано Фортуни-и-Марсель, был известным живописцем, мать – дочерью знаменитого испанского художника Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета. Когда Мариану ещё не исполнилось четыре года, умер отец, и семья переехала во Францию, в Париж. С раннего детства было видно, что мальчик унаследовал талант своего отца. Вскоре он начинает учиться живописи.

По достижении восемнадцатилетнего возраста семья уехала из Парижа и обосновалась в . ВенецииМариано помимо живописи проявил себя в фотографии, скульптуре и архитектуре. Он увлёкся тканями и красками, поисками новых техник нанесения рисунка на ткань, что побуждало его экспериментировать с бархатом, шёлком и другими материалами.

Желание путешествовать возникает у него из-за интереса к разным видам искусства. Он ищет выдающихся деятелей искусства. В Париже ему знакомятся с Рихардом Вагнером, немецким композитором, и он едет в Германию, в город Байройт. Именно там, в Байройте, Вагнер построил театр для своих опер. Мариано завороженно смотрел на театр и всё, что происходило внутри него.

Возникла у него возможность приложить усилия к жизни театра. Он начал с правильного шага: для достижения значительных успехов и результатов необходимо изучить весь процесс – от зарождения идеи до ее воплощения. Вернувшись в Венецию, он решает нарисовать для Вагнера несколько сцен.

В спектаклях Вагнера всё тесно переплетено: декорации, пение, танец, музыка, строение и стихи. Места в этой атмосфере хватало для проявления способностей Мариано.

Фортуни старался разобраться во всех деталях работы театра. Ему довелось познакомиться с каждым видом деятельности в театре, начиная с работа осветителей, архитекторов, художников-декораторов и заканчивая работой изобретателя, а потом и директора.

Фортуни провёл эксперименты со светом, которые стали одним из самых выдающихся изобретений для театра. В ходе эксперимента Фортуни выяснил, что свет может менять оттенок при отражении от разных поверхностей, а также интенсивность и некоторые другие свойства. Благодаря использованию света и своих изобретений в театральных постановках он мог создавать любое «небо» – от заката до рассвета.

Театральные находки способствовали развитию мировой драматургии, но память о Мариано Фортуни сохраняется благодаря его дизайнерским работам.

Живопись научила Фортуни тонко чувствовать цвет, что помогло ему в моделировании одежды и создании тканей. В этом его супруга Генриетта Негрин, имевшая большой опыт портняжного дела, оказала помощь. Увлечение древнегреческим и венецианским стилем, а также унаследованная от отца любовь ко всему азиатскому подвигли Фортуни к большим открытиям в дизайнерском искусстве.

В начале XX века модернизм доминировал во всех сферах искусства. Семейная пара проживала в собственном палаццо в Венеции. Практически все помещения были уставлены картинами: здесь присутствовали работы отца Мариано, а также произведения многих художников, коллекционированных его отцом. Позже к ним добавились картины, собранные самим Мариано Фортуни.

Мариано совершенно не интересовала мода. Платья-шедевры появились у него как результат работы ради искусства. Предлагали ему основать собственный Дом моды, но это не привлекало Мариано – он искал в моде что-то новое. Будучи художником, фотографом, печатником и коллекционером, он был ещё и инженером-изобретателем, что побуждало его к поиску и экспериментам.

В 1906 году одним из первых экспериментов стали «Кносские шарфы», или «кносские шали» – покрывало типа сари, которым Мата Хари прикрывала своё тело во время танцев. Это прямоугольное полотно с геометрическим узором можно было обернуть вокруг тела, создавая комбинации, не стесняющие движений. Шарф мог стать жакетом, юбкой или туникой. При создании своих вещей Фортуни, как настоящий художник, стремился подчеркнуть изгибы и формы женского тела, поэтому всегда был противником излишних украшений, отвлекающих от настоящей красоты.

В 1907 году дизайнер разработал платье Delphos – «Дельфос», платьё-тунику из плиссированного шелка, которое обрело бессмертную славу. Его признали произведением искусства и настоящим событием для дам, скованных корсетами. Подобно платью античной статуи, подол платья тяжёлыми складками падает на пол, формируя колоннообразный силуэт. Простое по крою платье «…ничего не показывает, и ничего не скрывает…», свободно ниспадает с плеч, оно без вытачек и подкладок, мягко облегает фигуру и подчеркивает естественные линии женского тела.

Платье-туника обрело популярность в мире современной хореографии. В 1909 году патент на это изделие получил Фортуни. Создав целую серию платьев Delphos под впечатлением греческой одежды и эротизма, Мариано Фортуни отвечал духу эпохи модерн. Многие дизайнеры, в том числе друг Фортуни Поль Пуаре, а также японский модельер Иссей Мияке, ориентировались на его творения. Появилось множество вариаций платья-туники: с длинными, короткими рукавами, широкими или вовсе без них.

Платья «Дельфос» отличались рукавами, напоминающими крылья летучей мыши, широким вырезом горловины в форме лодочки и шнурком для регулировки плеч. Некоторые модели украшались мелким венецианским стеклярусом по подолу. Бусинки не только привносили роскошь, но и служили техническим элементом – под их весом плиссированный шелк мягко струился вдоль тела, облегая фигуру, а не спадал беспорядочно.

В течение длительного времени эта модель платья не позволяла себе быть одетой женщиной в качестве обычного наряда. Платье считалось «чайным», то есть домашним, в котором встречались гости, но только в тесном кругу. в 20-е годыКогда наряды обнажили женское тело до предела, дамы осмелились носить их вне дома. Платье получило статус вечернего наряда. Это был наряд необыкновенной красоты – плиссированный шёлк мерцал и струился, а его серебристый цвет менял свой оттенок в зависимости от освещения. Ведь о свойствах освещения знал не хуже Мариано Фортуни никто иной.

Фортуни разработал способ плиссировки шелка, который оказался очень действенным. Платья, сшитые по этой технологии, которая до сих пор держится в секрете, долгое время сохраняют свежесть. К тому же эти платья не требуют глажки, и их можно сложить в небольшую коробку для удобства во время путешествий.

Мариано Фортуни пробовал себя не только в работе с шелком, но и бархатом. Из него создавались платья, жакеты, накидки, украшенные вышитым рисунком. Мариано лично готовил краски по старинным рецептам, а также придумал устройство для нанесения рисунка, за что получил патент.

С 1909 года, открыв в Венеции демонстрационный зал, продает свой текстиль и одежду. С 1920 года открываются магазины в Париже и Милане. Для Мариано Фортуни мода являлась частью искусства, не подвластной законам коммерческого рынка. В то время как многие современники Фортуни предлагали миру моды проекты, рассчитанные на определенный момент жизни и обречённые на постепенное угасание, изобретения Фортуни отличаются тем, что вне времени, не стареют. Элегантная простота, совершенный крой и необычный цвет – все эти элементы делают его изделия не просто предметом одежды, но и предметом искусства, в том числе и платье Delphos.

До сих пор музеи мира и частные коллекционеры стремятся заполучить хотя бы одно такое платье и готовы заплатить практически любую сумму. На аукционах сумма может достигать 40 тысяч долларов. Все модели Фортуни можно считать музейными экспонатами из-за их ценности.

Сегодня в ВенецииВ доме выдающегося человека обустроен музей. Фортуни приобрел это здание в начале XX века. Здесь большая часть его жизни и множество открытий пришлись на этот период. Сам Фортуни называл его своим «мозговым центром». Сейчас здесь часто проводят различные выставки.

С 1901 по 1933 год Мариано Фортуни оформил 18 патентов на изобретения в различных областях.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.