«…Удивительный вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается».
(А. М. Горький А. С. Макаренко).
13 марта 1888 года в посёлке при железнодорожной станции у села в Белополье, Сумского уезда Харьковской губернии, в Российской Империи родился удивительно талантливый мальчик, который впоследствии станет одним из величайших педагогов мира. Это Антон Семёнович Макаренко.
Антон родился недоношенным, рос болезненным и став взрослым часто простужался даже от приоткрытой форточки.
Отец мальчика Семён Григорьевич Макаренко маляр полировщик вагонных мастерских и его жена Татьяна Михайловна Макаренко, в девичестве Дергачёва, дочь мелкого чиновника в Крюковском интендантстве жили на съёмной квартире. Кроме Антона в семье росли две девочки, а позднее ещё родился младший брат.
В семилетнем возрасте Макаренко пошёл в начальную школу, учился хорошо, успевая по всем предметам.
В 1901 году, когда Антону было тринадцать лет. семья переехала в Крюков, который в настоящее время является районом города Кременчуга, Полтавской области.
В 1905 году семья переехала со съёмной квартиры в собственный дом, который построил для своего семейства отец на свои накопленные деньги. Дом располагался недалеко от местного еврейского кладбища.
Несмотря на то, что глава семьи был простым рабочим, он любил читать, в доме имелась довольно большая библиотека. Семён Григорьевич приохотил к чтению и сына.
Антон не любил общаться со сверстниками, тем более, что они обзывали его «очкариком». Дела семьи его тоже мало интересовали. Отец Макаренко говорил в сердцах: «Семья для него не существует, он приходит сюда, как в гостиницу, — переменить бельё, пообедать и поспать. Всё остальное его не интересует. Аристократ какой-то». Больше всего на свете Антона интересовали книги, которые он частенько покупал в кредит. Потом стали считать, что именно из-за многих часов, проведённых за чтением, у Антона развилась близорукость.
В 1897 году Антон Макаренко поступил в начальное железнодорожное училище.
В 1904 году окончил городское училище и педагогические курсы в 1905 году. После чего стал преподавателем железнодорожной
школы в Крюкове недалеко от Кременчуга.
Зимой 1908—1909 года Макаренко влюбился в замужнюю женщину, по имени Елизавета, жену пожилого священника и они стали близки. За это отец выгнал сына из отчего дома, и Антон несколько месяцев жил в съёмной комнате в квартире у отца своей возлюбленной, тоже священника. Но 11 апреля, на Пасху, Семён Григорьевич простил сына, и Антон вернулся домой к семье.
Макаренко не бросил свою возлюбленную. Позднее Антон Семенович вместе с Елизаветой будут работать в колонии имени Горького.
Вскоре Антон уличил заведующего школы во взяточничестве. После чего Макаренко пришлось перейти в другую школу на глухой станции Долинской. Он был так же надзирателем в школьном общежитии. Сам ютился в маленькой тесной комнатушке.
Занимался самообразованием. До конца жизни он благодарил своего «батьку», мастера малярного цеха, учившего его на «медные деньги».
Имея за плечами жизненный и педагогический опыт, Макаренко в 1914 году поступил Полтавский университет.
Антону Семёновичу повезло, так как в это время в университете был собран передовой по тому времени педагогический состав, соблюдались традиции великого русского педагога К. Д. Ушинского.
Окончил университет Макаренко в 1917 году с красным дипломом.
Он хотел было продолжить образование в Московском университете, но не сложилось, и Антон Семёнович вернулся в Крюков, где приступил к работе инспектора высшего начального училища.
Началась Первая мировая война и в 1916 году Макаренко был призван в армию. Но вскоре из-за плохого зрения и вмешательства брата Виталия он был демобилизован. В 1917—1919 годах Антон Макаренко был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских, состоял в любительской театральной труппе театра «Корсо».
Октябрьскую революцию он встретил с энтузиазмом, надеясь, что она позволит открыть в педагогике новые горизонты. Сам он окунулся в работу по построению новой школы. В 1919 году Антон переехал в Полтаву.
В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования назначил Макаренко заведующим колонией по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Колонии присвоили имя А.М.Горького.
Макаренко приступил к поиску и воплощению в жизнь новых форм воспитания. В дальнейшем увенчались успехом его самые смелые проекты.
Ему бы удалось добиться гораздо большего, если бы в колёса постоянно не вставляли палки педагоги-теоретики, засевшие в высших инстанциях и прочее недалёкое начальство, которое мнило себя пупом земли. На самом же деле эти люди разбирались в душах и характерах трудных подростков, как свинья в апельсинах.
К сожалению, и в наше время всевозможные начальники от педагогики уверенны, что они лучше знают, как учить и воспитывать детей, чем учителя, работающие на местах.
Антон Семёнович писал позднее во «Флагах на башнях», что новая теория воспитания рождается «не в мучительных судорогах кабинетного ума, а в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины. Эта педагогика рождалась на всей территории Союза, но не везде нашлись терпение и настойчивость, чтобы собрать её первые плоды».
Мать Макаренко Татьяна Михайловна, которую выгнал из собственного дома на улицу зять, кстати, член компартии, поселилась у Антона Семёновича в коммуне.
В официальный брак Макаренко вступил в сорок семь лет, и его официальной женой стала Галина Стахиевна Макаренко, которая до 09.1935 года носила фамилию Салько. Галина Стахиевна работала инспектором Наркомнадзора, в колонию приехала с проверкой. Так Антон Семёнович познакомился с будущей женой.
У супругов была приёмная дочь — Олимпиада Витальевна Макаренко (7.08.1920 — 22.07.1983), дочь брата Виталия. Так получилось, что после разгрома белого движения, брат Виталий оказался за границей и скончался во Франции в 1983 году.
Выйдя замуж, Олимпиада родила дочь Катю, которая стала известной советской и российской актрисой Екатериной Васильевой.
Приёмным сыном Макаренко был сын жены от первого брака — Лев Михайлович Салько (1914 — 1957).
Макаренко был не только педагогом, но и писателем. Правда, его первый писательский опыт в 1914 году получился неудачным.
Но зато его «Педагогическая поэма» о жизни и работе в колонии получилась выше всех похвал. Ей зачитывался и восхищался Горький. Он настойчиво торопил Антона Семёновича с завершением всех глав его величайшего и интереснейшего произведения.
Антон Семёнович писал о замысле своего произведения: «Я хотел поставить ребром вопрос о стиле, тоне советского воспитания, т.е, о неразрывном единстве целей, организаторских форм и средств воспитания».
В первой части своей книги Макаренко показывает, что в силу его неопытности он ещё далеко не всегда знает, как поступить в том или другом случае, какой ключ подобрать к подростку и получается у него далеко не всё и не всегда. Но главное, у него есть огромная любовь к этим, в общем-то, никому ненужным подросткам и он желает им счастливой плодотворной жизни. Постепенно приходит опыт, и раскрываются новые возможности.
В третьей части книги рассказывается о новой трудной задаче, вставшей перед педагогом словами самого Макаренко «… в переделке уже не отдельных личностей, а в массе – триста куряжан». В этой, казалось бы, непосильной работе ему помогли его воспитанники, приехавшие с ним с первого места расположения колонии имени Горького.
Лично Горький и Макаренко познакомились в колонии летом в 1928 году, когда Алексей Максимович специально приехал погостить к Макаренко и его воспитанникам и пробыл несколько дней в Колонии своего имени. Антон Семёнович сопровождал Горького во время его визита в Куряж.
Позднее в одном из своих очерков «По Союзу Советов» Горький называл Макаренко «бесспорно талантливым педагогом, отмечая так же литературный талант Антона Семёновича.
Алексей Максимович писал, что Макаренко «Знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера».
В 1928 году к работе в колонии прибавилась работа Макаренко в коммуне Ф.Э.Дзержинского. То есть нагрузка практически удвоилась, но Антон Семёнович работал и справлялся.
Позднее часть воспитанников и сотрудником колонии им Горького перешли в коммуну им Ф. Э. Дзержинского.
Колония им Горького предложила план объединения с коммуной Дзержинского. Макаренко горячо поддержал это предложение, но, увы, правление коммуны было против.
В 1930 году в Коммуне был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932 году открылся завод электроинструментов, затем завод плёночных фотоаппаратов. С 1933 года Коммуна первой в СССР среди детских заведений перешла на полное самообеспечение.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.