Мадам Гре: биография и платья.

Аликс Гре – скульптор и кутюрье. Платья с греческими складками, созданные ею, превращали каждую женщину в богиню. Мадам Гре родилась 30 ноября 1903 года под именем Жермены Эмили Кребс, но позже сменила его на Аликс Бартон.

Начало её карьеры кутюрье пришелся на 1930 год, время экономического кризиса и политических потрясений. На горизонте маячила опасность войны. Для многих стало очевидным, что словам Гитлера о мире нельзя верить. В эти смутные времена пробудилась тоска по красоте и роскоши.

В тридцатые годы многие модельеры отказались от мальчишеского образа с короткой стрижкой, плоской грудью, от образа милашки двадцатых годов, которая отплясывала днём и ночью в платье-рубашке. Дамы тридцатых годов стремились к женственности, носили длинные платья и непременно из шелка. И Аликс создала свои первые шедевры. Хотела стать скульптором, но семья не оказала ей поддержки. Тогда занялась шитьём, воплотив мечту в уникальных произведениях искусства. Это были её платья. Девушка пыталась проникнуть в тайну тканей, создать образы, где ткань струилась мягкими складками, как вода по камню. Вскоре был открыт Модный Дом под именем Аликс Бартон.

В 30-е годы Шанель и Скиапарелли блистали так ярко, что казалось, никому не под силу было их превзойти. Тем не менее, шедевры моды тех лет создавались не только ими: крой по косой от Вионне, романтические платья Нины Риччи с вышивкой цветов и нежными оттенками, миниатюрные произведения из пуговиц и перьев Марсель Роша, скульптурные драпировки мадам Гре вдохновляют модельеров до сих пор.

Мадам обладала исключительным чувством к материалу. Её античные драпировки остаются источником вдохновения для дизайнеров и сегодня. Обратите внимание на драпировки Альбера Эльбаза, Хайдера Акермана или Азеддина Алайи, который для музея моды в Марселе собрал работы Мадам Гре с 1934 по 1942 год.

Так же, как и Нина Риччи, она draпировала платья прямо на ткани без выкройки на фигурах клиентов.

В 1931 году Аликс основала свой первый модный дом. Аликc стала известной модельером наряду с… Коко Шанель и Эльзой СкиапареллиПо своей натуре она была замкнутым человеком, предпочитала работу обществу. Вечеринки и знаменитостей ее не интересовали. В 1937 году Алис вышла замуж за русского художника Сергея Черевкова, известного в Париже как Серж Гре. И теперь уже не Аликс Бартон, а Аликс Гре. Жизнь вместе была недолгой, но потом она всегда поддерживала Сержа материально до его смерти.

Она открывает новый модный Дом – Дом Гре. Платья преимущественно белого цвета напоминали скульптуру греческих кариатид. Драпировка из струящихся складок, обволакивающих тело, представляла фантастическое зрелище без хаоса: всё было чётко продумано так, что ткань подчеркивала соблазнительные очертания фигуры.

Платья Мадам Гре – ожившие греко-римские скульптуры. В немецком журнале 1940 года писали: «Складки в одежде хороши не сами по себе, а только тогда, когда образуют рисунок, например, идут под углом друг к другу, изгибаются, переплетаются…, то есть драпируются». Она стала использовать шёлковое джерси, и ткань в руках Аликс послушно ложилась на строго определённое ей место. Ткачи выпускали для неё ткани шириной больше обычного, чтобы задуманная идея могла воплотиться в реальность. Модели мадам скопировать было не просто, ведь на некоторые её творения уходило до 20 метров шёлкового джерси. Платья появились в модных журналах, о её скульптурном обращении с тканью заговорили.

Во время войны женщины не могли позволить себе красивую одежду, шляпки, обувь. Поэтому у каждой была своя фантазия, как украсить себя. Косынки и платки завязывали в виде тюрбанов. Тюрбан Аликс стал её фирменным головным убором — совершенством стиля.

Начало войны привело к решению Аликс покинуть Францию. Президент Синдиката высокой моды Люсьен Лелонг заявил: «Нельзя допустить ухода Аликс… Мы должны сохранить высокую моду». Франция переживала военное поражение. Несмотря на усилия немецких модельеров, влияние французской моды оставалось выше влияния страны-победительницы, пусть и не на прежнем уровне. Руководство рейха стремилось устранить это влияние, реализуя план централизации европейской моды: новыми модными центрами должны были стать Вена и Берлин, а французская мода могла оставаться автономной.

Французские модельеры решили действовать, начав кампанию по привлечению внимания публики к своим изделиям. Французские модели были настолько совершенны, что многие журналы помещали фотографии коллекций одежды французских кутюрье. В одном из журналов была подпись: «Новые весенние платья показывают, что французы живы», другие превозносили весеннюю коллекцию 1941 года.

Аликс Гре вернулась в мир моды в 1944 году, представив коллекцию в цветах Франции. Такой шаг стал протестом против влияния нацизма на индустрию моды. В 1947 году её наградили орденом Почетного легиона. На международной выставке «Театр моды» было представлено 228 моделей от французских кутюрье, среди которых Пьер Бальмен, Кристобаль Баленсиага, Нина Риччи, Люсьен Лелонг и Аликс Гре.

После второй выставки «Поезд благодарности» в США в 1949 году роскошные платья Мадам Гре участвовали во выставках. Париж сохранил титул столицы мировой моды. Но время требовало больших изменений в индустрии моды. Индивидуальные работы сократились, мода стала работать с более широкой аудиторией, где не требовалась изысканность и уникальность изделий. Изменились возможности дизайнеров: им стало во много раз сложнее продвигать творческие идеи. Для Мадам Гре, творческой личности, но плохо разбиравшейся в бизнесе, это оказалось просто невозможным. Ей пришлось сократить производство. Она пыталась бороться, но при этом делала ошибку за ошибкой в плане руководства.

В 1981 году модельер все же перешла к направлению prêt-à-porter, но в то время начало снижаться влияние ее дома моды.

В семидесятых годах двадцатого века Мадам Гре занимала пост председателя Синдиката Высокой Моды. Но триумф дал начало поражению.

В 1984 году Бернар Тапи приобрел модный дом для последующей перепродажи по завышенной цене. Несмотря на возраст, всё ещё наивная Мадам Гре поверила чувствам Тапи, который публично признавался в любви к ней, как ей, так и журналистам. Она была очарована им. Была назначена помолвка. Тапи открыто говорил о желании помочь мадам: «… я дам ей средства, чтобы она посвятила себя творчеству, не думая о деньгах». Но… она всё потеряла. Дочь Анна разместила её в клинике в Провансе, где в 1993 году Мадам Гре скончалась.

Дом мод «Гре» еще несколько сезонов выпускал коллекции, но затем полностью переключился на повседневную линию. Продажи компании резко снизились. Сегодня дом моды почти неизвестен, его постоянно продают новым владельцам. Небольшой доход приносит еще парфюмерная линия…

Мадам утверждала, что мечтала стать скульптором, поэтому для неё не имело значения — работать с тканью или камнем. В интервью она подчеркивала, что именно красота человеческого тела являлась источником вдохновения. Её клиентками были почти все знаменитости: Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Грета Гарбо, Грейс Келли, принцесса де Бурбон, Барбара Стрейзанд, герцогиня Виндзорская, Жаклин Кеннеди. Чистые и строгие линии античности платьев Мадам видны на многих фотографиях, снятых великими фотографами того времени.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.