Лиза Юрьева и Мила Ершова: джипси-настроение

В Екатеринбурге, неподалеку от центра, есть район ВИЗ с атмосферной улицей Шекспира. Среди современных магазинов и многоэтажек стоят старые деревянные дома, где около 70 лет живут цыгане. Их поселили здесь по указу Никиты Хрущева, запретившему кочевать и бродить и обязавшему трудоустроиться и осесть. Тогда чиновники помогли цыганским семьям с работой и строительством жилья, определили детей в школы. Сейчас на улице Шекспира проживает около 800 человек. Проект «Улица Шекспира» вдохновлен этой историей, но действие сериала происходит в вымышленном городе Вышегорске. Там же разворачивается история главного героя (Дмитрий Чеботарев), успешного адвоката Михаила Деметрова, которого когда-то выгнали из табора. Много лет он живет в Москве и старательно скрывает свое происхождение.

Известная по ролям в сериалах «По щучьему велению» и «Трудные подростки», Мила Ершова исполнила роль дочери мэра, а Лиза Юрьева, снимавшаяся в сериале «Молот ведьм» и фильме «Нюрнберг», воплотила образ первой любви главного героя.

Как ты, Лиза, воплотила образ цыганки Дианы, дочери барона?

Лиза: В Театре Наций мы познакомились с режиссером сериала Данилом Чащиным, когда я участвовала в его постановке «Живой Т» по мотивам пьесы Льва Толстого «Живой труп». Я играла двух героинь, одна из которых изначально по сюжету была цыганкой, но в процессе работы мы от этого ушли и сделали её иностранной танцовщицей. Данил рассказал, что в его новый проект нужна девушка на роль цыганки, предложил поучаствовать в пробах. Пробы были долгими, с разными партнерами, в итоге меня утвердили.

Кастинг проходил в цыганских костюмах?

Лиза: Нет, потому что это современная история. У меня тогда уже было интуитивное понимание моей героини, а также предположение о её внешности. Для прослушивания я выбрала стилистически разнообразный образ: одежду в стиле бохо-шик с множеством аксессуаров.

Топ-сетка, Ola del Mar; топ-бандо, Benefit; юбка, кольцо — все Lime
Платье, Muus; серьги, RES Objects

Мила: Появление на кастинге в костюме персонажа очень полезно. Это позволяет режиссеру увидеть тебя в образе героини. Представь: если на пробах на роль цыганки ты придешь в спортивных брюках и худи, как можно в этом образе что-то разглядеть? В таком случае уже понятен ответственный подход актрисы к роли — человек подумал, провел работу, это правильно.

Лиза: В процессе обучения в театральном институте ВШСИ имени Райкина, я регулярно пользовался запасами тканей из костюмной мастерской театра «Сатирикон» для создания костюмов. Уйти от шаблонов – порой весьма полезно.

Платье, Buts8; серьги, RES Objects

Мила, было много трудностей во время прослушивания на роль дочери мэра?

Мила: Нет, мы с Данилом уже были знакомы по работе в Театре Наций, сейчас я играю в его спектакле «Последнее лето». По моему мнению, никого другого на роль дочери мэра в «Улице Шекспира» он не рассматривал. Данил сразу сказал, что знает мою природу и уверен, что эта роль мне подойдёт, но на пробы сходить нужно. Это приятно — когда в тебя верят.

Костюмы помогают тебе во время подготовки к ролям?

Мила: Я стараюсь. Думаю, существуют незаметные образы, где можно выбирать одежду по настроению. Но иногда даже укладка помогает вжиться в роль.

Я знаю, что для одной из ролей ты тщательно готовилась: записалась в спортзал и начала заниматься верховой ездой на мотоцикле.

Мила: О да! Я мечтала сыграть героиню в проекте: худела, занималась боксом, осваивала мотоцикл. Очень мощно готовилась, была в лучшей форме в своей жизни! Но не сложилось, к сожалению. Круто, что у нас такая интересная профессия: можешь любую жизнь прожить. Научиться управлять любым видом транспорта, выучить языки, освоить разные профессии. Сейчас я снимаюсь в новом сериале Okko, где играю девушку на инвалидном кресле, которая занимается инклюзивными танцами. Это очень сложно. Мало того что надо танцевать, так еще и уметь грациозно и быстро управлять инвалидной коляской, делать все это гармонично. Сил уходит ума, это настоящее испытание, но мне очень нравится процесс!

Что первое пришло вам в голову, когда предложили сыграть в сериале о жизни цыган?

Лиза: С интересом и опасением. В нашей культуре восприятие цыган довольно стереотипное. Первое, что пришло в голову, — хочется избежать шаблонов. После утверждения я связалась с исследовательницей культуры рома. Она погружала меня в особенности уклада народа, воспитания девочек — последнее было важно для моей роли. Затем встретилась с Надеждой Георгиевной Деметер — советским и российским историком, экспертом Совета Европы по делам цыган. Мы много общались, дискутировали на тему стереотипов, мифов о цыганских женщинах. Мне очень хотелось, чтобы моя героиня была настоящей.

Топ, DASHAL
Платье, DASHALI; серьги, Votre Perle

В сериале вас показывают танцующим. Брали ли вы уроки по хореографии?

Лиза: Во время пребывания в Москве работала со с Артуром Богдановым из театра «Ромэн». Каждые занятия были наполнены огромной энергией. Артур вдохновлял меня. Во время обучения постоянно повторял: «Дуэнде-дуэнде!». Это слово из испанской культуры фламенко, сверхъестественное переживание в искусстве, экстатическое состояние во время исполнения танца, когда ты находишься словно между жизнью и смертью, в некоем трансе. Я жадно пыталась почувствовать это «дуэнде». В целом лучшим способом приблизиться к роли — погрузиться в среду, из которой вышел твой персонаж. Большая часть съемок проходила в Минводах с участием местных цыган, игравших самих себя. Между съемками мы много общались, иногда девушки помогали мне учить текст на цыганском языке, я чувствовала себя в этом окружении почти своей. Кстати, местные интересовались, не цыганка ли я. (Улыбается) Я родилась в Ростове-на-Дону. Многим кажется, что у меня течет казачья кровь, но прадеды мои по рождению сибиряки. На сцене часто исполняю роли иностраннок. Доводилось учить тексты на французском, немецком, арабском языках. Думаю, для «Улицы Шекспира» подошла благодаря необычной внешности и умению мимикрировать.

Мила, а у тебя тоже есть любопытная история о том, как ты попала в этот проект?

Мила: Моя роль прозаичнее. Играю девушку из русской семьи с состоянием. Родители её любили меньше и компенсировали это материальными ценностями. Цыганская жизнь привлекла своей насыщенностью и искренностью. Не богатством, золотом, интерьерами, а человеческим отношением, семейностью — тем, чего ей не хватало.

В сцене приезда к цыганскому барону хорошо просматривается забота, с которой её окружают: интересуются жизнью и переживаниями, предлагают помощь и поддержку. Тепло этого приема ей очень импонирует, в отличие от холодности общения в её семье. Влюбляясь в сына барона — брата героини Лизы, она отдаётся чувству и не замечает, как цыгане обманывают её, общаясь ради влияния на отца мэра.

Твоё исследование жизни цыган происходило до съемок?

Мила: В отличие от Лизы, я была сильно впечатлена, оказавшись на съемках в центре цыганской свадьбы, словно в стране чудес. Мне почти не приходилось играть, я действительно смотрела на происходящее широко открытыми глазами. Я уверена, что зритель удивится визуальным рядом — локациям, костюмам. Это ярко и оригинально! Когда я приходила на читки, подолгу стояла возле распечатанных фотографий быта цыган, которые были развешаны на стенах для вдохновения. Архивные снимки, детали интерьеров, костюмов, похорон, свадеб, традиций и обычаев — от этого невозможно оторваться.

А в жизни вы сталкивались с цыганами?

Мила: Димой Чеботаревым вспоминается случай в аэропорту Минеральных Вод. К нему подошла цыганка, хотела погадать, а он решил ответить ей на цыганском: «Наиз», то есть «Спасибо». Выучил во время съемок. Цыганка сделала пренебрежительное лицо, выкрикнула: «Ооой, ром, бл***!» и демонстративно ушла, поняв, что с ним этот номер не пройдет. (Смеется)

Было ли сложно найти новую работу после столь запоминающегося проекта?

Мила: Я обычно легко переключаюсь. Актеры между дублями всё равно отвлекаются, общаются, смеются. В целом энергия на проектах различается, поэтому организм сам по себе перестраивается.

Лиза: Мне часто в новых начинаниях встречаются мотивы из прошлого.

Знакомились ли вы раньше, чем снимались в фильме «Цыганы»?

Лиза: Мы проходили обучение в одной мастерской, но в различных группах.

Мила: Лиза окончила в 2017­м, а я в том году поступила.

Лиза: Тогда мы почти не общались. Но запомнилась нам тёплая случайная встреча в мастерской Петра Фоменко, кажется, на Рождество.

Знакома ли вам улица Шекспира в Екатеринбурге и её жители?

Мила: Ранее я ничего о нем не знала. Прочитав лишь название сериала, предположила бы, что он повествует о театре. (Улыбается) Во время гастролей в Екатеринбурге со спектаклем «Последнее лето» мы с Данилом посетили эту улицу. Погода была пасмурная, цыган не встретили. Прогулялись, посмотрели на дома, сфотографировались с табличкой с названием улицы. Меня порадовало, что я почувствовала ту же атмосферу, которая была во время съемок. Это хороший знак: художникам-постановщикам действительно удалось воссоздать быт и уникальность жизни цыган.

Лиза: Не посещала это место, но хорошо знакома со всей историей про попытку застройщика отнять землю и возвести здесь высотки вместо домов.

Считалось, что цыгане непривычны к жизни в высотных зданиях из-за традиций, где женщина не может ходить перед мужчиной.

Мила: Традиции и особенности поражают русского человека своей оригинальностью! Сериал рассказывает не просто историю героев, но и историю народа. Погружение в тему помогает понять жизнь людей, мотивы поступков и перестав­лять их оценивать.

Благодарим гастрономический проект «Тайцы» за помощь в организации съемок.

СТИЛЬ: ЕКАТЕРИНА НОСАРЕВА

ПРОДЮСЕР: УЛЬЯНА КАЛЬСИНА

МАКИЯЖ: ОЛЬГА ГЛАЗУНОВА

ПРИЧЕСКИ: ЛИДИЯ МАЛЕЦ

АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА:МАКСИМ РОМАНЕНКО

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.