Лев Самойлович Бакст: жизнь и творчество

В начале двадцатых годов Лев Самойлович Бакст стал кумиром моды в Париже, утверждают историки. Художники Русского балета тогда привнесли яркие краски в театральные декорации и костюмы, а несомненно, своё влияние перенесли со сцены на витрины парижских магазинов. Прозрачные шаровары женщин из гаремов, цветные одежды, эгреты и тюрбаны, драпировки восточных дворцов и подушки для гарема, яркие камни и нити жемчуга – вся эта экзотика поразила воображение публики. Поэтому никто не остался равнодушным к новым тенденциям. Цветовые контрасты и насыщенность красок противоречили эстетике стиля модерн. Лев Бакст выполнял функции оформителя множества… спектаклей Русского балетаКаждый из них добился грандиозного успеха. Восточная экзотика вторглась в парижские магазины, застилая всё яркими узорами и необычными цветовыми сочетаниями костюмов, повторяющими задумки Льва Бакста, оказавшего большое влияние на моду начала XX века.

Лев Самойлович Бакст (1866–1924) — художник и сценограф, появился на свет в Гродно в 1866 году. Настоящее имя и фамилия – Розенберг Лейб-Хаим Израилевич. С детских лет проявилось его дарование художника. Будучи одарённым художником, он ощущал уверенность в своих способностях, умел проникнуться духом времени. Поступив вольнослушателем в Академию Художеств, спустя какое-то время покинул её, разочаровавшись в академическом обучении. Бакст стал заниматься живописью самостоятельно, параллельно работая иллюстратором детских книг и журналов. Художник продемонстрировал свои картины на первой выставке в 1889 году, взяв псевдоним Бакстер — сокращённую версию фамилии бабушки по линии матери. В начале 1890-х годов неоднократно выставлял свои пейзажи в «Обществе акварелистов», а к середине 1890-х годов присоединился к группе художников, объединившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа. В журнале «Мир искусства» ему принесли известность графические работы, яркие краски, архитектурные перспективы и драпировки. Был самым активным из всех участников «Мира искусств».

С 1909 года художник трудился над спектаклями Русского балета, а летом 1911-го в Лувре состоялась его персональная выставка с около семидесятью работами. Выставка произвела фурор. Популярность художника росла не только в Париже, картины уходили практически сразу в разные европейские музеи, но он горько признавался, что желал признания в России. Впрочем, именно в Париже, столице мировой моды, Бакст достиг большого успеха. В 1909 году всемирно известного художника выслали из Петербурга как еврея, правами на проживание в котором законодательство не наделяло. Из-за этого художник жил постоянно в Европе. Лишь после избрания его в академики он получил это право. Художник был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств в 1914 году. В этом же году художник посетил Россию, а, возвратившись в Европу, ему больше не удалось увидеть родину – война, затем революция…

В 1909-1914 годах Бакст оформил более десяти спектаклей: балеты «Тамар», «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Клеопатра», «Нарцисс», «Шехеразада», «Видение розы». Его работы – это подтверждение таланта Льва Бакста и слава русского декорационного искусства. При создании спектаклей он чётко видел костюм актёра в движении, его сочетание с декором, что помогало раскрыть пластику артиста. В балете «Шехеразада» Бакст одержал танцовщиц в гаремные шаровары и тюрбаны с эгретами, снял с них корсеты. «Шехеразада» прославилась настолько, что стала нарицательным словом, а в Париже появилось кабаре под этим названием, известное более четверти века, описанное Ремарком в романе «Триумфальная арка». Критики, выступавшие с нравственной позиции, в то время обвиняли Льва Бакста и Михаила Фокина, но при этом публика настоятельно хотела посещать представления. Скандальная слава принесла успех многим спектаклям балета, особенно это коснулось «Шехеразады». Бакст предложил множество ярких контрастов, которые были встречены восторгом. Дома мод использовали мотивы из «Шехеразады». Поль Пуаре, сёстры Калло, Пакен и Люсиль испытали влияние ориентального преобразования. Поль ПуареМодельер разработал модели с юбками-туниками и шароварами из полупрозрачного муслина.

В Доме Пакен, куда пригласили сотрудничать Бакста, художник создал серию эскизов для платьев как на вечер, так и на день. Пуаре – тот, кто постоянно находил новые идеи, применяя их не только в одежде, но и в интерьере домов. Элементами украшения стали абажуры с бахромой и диванные подушки, перешедшие из Русского Балета. Лев Бакст оставался одним из самых модных художников в Париже до… Первой мировой войны.Бакст создал костюмы к «Менуэту», «Умирающему лебедю» и «Музыкальному моменту» для труппы Павловой, а для Иды Рубинштейн являлся одним из ведущих декораторов. Везде он восхищал зрителей фантазией и утонченной изысканностью своих костюмов. В Париже о «Клеопатре» или «Шехеразаде» знали все: от любителей музыки до таксистов и швейцаров. Перед Бакстом распахнулись двери ведущих театров Европы, с ним стали сотрудничать известные кутюрье того времени.

Лев Бакст и мода

Костюмы и декорации спектаклей Бакста поражали зрителей гипнотическим воздействием. После завершения Русских сезонов текстильные фабриканты стали именовать свою продукцию: «Шехеразада», «Альмея», «Одалиска». Бакст пользовался известностью как способный постановщик спектаклей; его эскизы заказывала знатная клиентура – княжны и артистки труппы Большого театра. Бакст был не только художником-декоратором и модельером, но и любителем фотографии, дизайнером украшений, дамских сумочек и париков, а в последние годы жизни увлёкся кинематографом. Многогранным талантом Бакста пронизано множество сфер искусства. В живописи он был как портретистом, так и пейзажистом. Ему принадлежат портреты Зинаиды Гиппиус, Василия Розанова и Александра Бенуа, а также портрет С. Дягилева – «Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней», признанный высшим достижением в портретном искусстве. В 1906 году, когда завершался петербургский этап работы Дягилева, художник создал портрет. Бахст уловил суть своего героя, изобразив Сергея Павловича во всей сложности и многогранности его характера. Бакст обладал писательским даром, который проявился в автобиографическом романе «Жестокая первая любовь». В нём художник описывает свои чувства к актрисе Марсель Жоссе, ради которой переехал в Париж. Впоследствии Бакст женился на Любови Гриценко, дочери Павла Третьякова, но брак продлился всего семь лет.

В работах Бакста отразилось его время. В завершающий период жизни художник оформлял спектакли для театров «Гранд-опера» и «Мишель», а также труппы Иды Рубинштейн, не прекращая писать портреты. Вернёмся на сцену Русского балета, оформление спектаклей которого создавалось многими. Спектакли Русского балета представляли собой потрясающее театральное зрелище. В них удалось добиться единства живописи, музыки, танца и литературы. Такой результат возможен благодаря художникам, балетмейстерам, композиторам и артистам. Художники впервые стали отображать эскиз костюма и артиста в нем в движении, помогая работе хореографа. Вследствие этого каждый участник спектакля трудился над всей постановкой. Позднее Бенуа вспоминал: «балет – самое красноречивое из зрелищ… В нём можно достичь такой гармонии, красоты, смысла, которых недоступны даже драме». Поэтому в течение многих лет видные деятели культуры и искусства Европы восторженно отзывались о спектаклях Русского балета.

Краски и цветовые сочетания Бакста потрясли зрителей и оказали огромное влияние на моду ХХ века: синий и фиолетовый, красный и жёлтый, оранжевый и зелёный. Фейерверк красок «Русского балета» заставил взглянуть на мир по-новому. Князь Пётр Ливен в книге «Рождение русского балета» пишет: «Влияние русского балета чувствовалось далеко за пределами театра. Создатели мод в Париже включали его в свои творения…» В 1909 году имя Бакста получило мировую известность. Художник театрально вдруг стал модным трендсетером в Париже. Лучшие театры Европы открыли ему двери, именитые модельеры предлагали сотрудничество. Утонченная эротика и роскошь костюмов покорили весь Париж. Как Бакст воздействовал на публику? Текстильным орнаментом и яркими смелыми красками.

Художник черпал вдохновение в своих фантазиях и обширных знаниях. Также Бакст использовал мотивы и орнаменты, которые можно было увидеть в Музеях Акрополя в Афинах или на фресках Кносского дворца на Крите. В 1907 году он лично побывал в Греции и на Крите, где увидел все подлинники. Влияние Бакста на моду, включая орнамент тканей, началось в 1910 году. В этот год художник заключил контракт с Полем Пуаре. С 1912 по 1915 годы он сотрудничал с домом Жанны Пакен. Рисуя эскизы, Бакст прорисовывал фактуру ткани модели. По его рисункам было понятно, какая материя нужна – тканая, с вышивкой или аппликацией. Французская текстильная промышленность быстро реагировала на запросы моды. Творчество Л.С.Бакста оказало существенное влияние на текстильный орнамент. Успех спектаклей, оформленных Бакстом, вызвал бурный интерес к Востоку. Появились ткани «в стиле Бакста». Витрины магазинов Парижа были стилизованы как сцены из спектаклей «Русского балета»: расставленные подушки и оттоманки, яркие цветовые сочетания, например синий с зеленым или розовый с оранжевым – все это способствовало росту популярности тканей.

В годы Первой мировой войныУ художника отмечен спад в театральной деятельности. Закрываются европейские театры. В то же время Бакст сотрудничает с труппой Анны Павловой и Сергея Дягилева. В 1922 году Бакст побывал в Америке и познакомился с американскими промышленниками. К этому времени Нью-Йорк и вся Америка были знакомы с его творчеством: в 1913 году Анна Павлова исполнила там балет «Восточная фантазия», а в 1916 – «Спящую красавицу». Также Дягилевская труппа гастролировала в Америке в 1916–1917 годах, ее репертуар включал 14 балетов, восемь из которых были оформлены Бакстом. В начале 1924 года во время второго визита в Америку Бакст стремился усилить взаимодействие с представителями американской текстильной промышленности. Ему удалось продать примерно сто эскизов фабрикантам.

Бакст создавал абстрактные, растительные и тематические орнаменты. Особенно виртуозно он работал с геометрическими мотивами. Для создания орнаментов на ткани Бакст использовал вышивку, набивку, плетение и ткачество. По эскизам Бакста вышивку для спектаклей Иды Рубинштейн выполняли дома моды Пакен и Ворта. В 1923 году Баксту была предоставлена честь экспонировать свои эскизы орнаментов по текстилю и гобеленом в парижском Музее моды и костюма Гальера. Бакст планировал основать собственную мастерскую по созданию театральных костюмов, предметов одежды, а также интерьеров. Лев Самойлович Бакст скончался 27 декабря 1924 года в Париже из-за отека легких.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.