Лев Бакст: жизнь и творчество

Историки моды утверждают, что в начале 1920-х годов Лев Самойлович Бакст стал законодателем мод в Париже. В это же время художники Русского балета осветили яркими красками театральные декорации и костюмы, и несомненно, перенесли своё влияние с сцены на витрины парижских магазинов. Прозрачные шаровары танцовщиц, разноцветные наряды, эгреты и тюрбаны, драпировки восточных дворцов и гаремные подушки, яркие камни и жемчужные нити поразили воображение публики. Яркие краски и контрастные сочетания не соответствовали эстетике ар нуво. Лев Бакст работал художником по оформлению множества… спектаклей Русского балетаКаждый из представленных проектов имел грандиозный успех. Восточная экзотика проникла в парижские магазины, окутывая все вокруг яркими узорами и необычными цветовыми комбинациями костюмов, повторяя творения Льва Бакста, который оказал огромное влияние на моду в начале XX века.

Лев Самойлович Бакст (1866–1924) – художник и сценограф. Родился в Гродно в 1866 году. Настоящее имя и фамилия – Розенберг Лейб-Хаим Израилевич. С детских лет проявилось дарование художника. Помимо таланта к рисованию у него была уверенность в своих способностях, он умел прочувствовать эпоху своего времени. Когда поступил вольнослушателем в Академию Художеств, через некоторое время оставил её, разочаровавшись в академическом обучении. Бакст занялся живописью самостоятельно, одновременно подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов. Художник продемонстрировал первые работы на выставке в 1889 году, взяв псевдоним Бакстер – уменьшенную версию фамилии материнской бабушки. В начале 1890-х годов неоднократно выставлял свои пейзажи в «Обществе акварелистов», а к середине десятилетия присоединился к группе художников, сплотившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа. В журнале «Мир искусства» он получил известность благодаря графическим работам, ярким краскам, архитектурным перспективам и драпировкам, будучи самым активным из всего содружества «Мира искусств». С 1909 года художник трудился над спектаклями Русского балета, а летом 1911-го в Лувре открылась персональная выставка с около семидесятью работами. Она имела оглушительный успех. Слава росла не только в Париже: картины раскупались практически сразу различными европейскими музеями. Тем не менее, признание художнику хотелось именно в России. В 1909 году всемирно известный художник был выслан из Петербурга по закону, так как являлся евреем. Это стало причиной постоянного проживания его в Европе. Лишь после избрания художника в академики он получил право проживания в Петербурге. Художник был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств в 1914 году. В этом же году он посетил Россию, а возвратившись в Европу, ему не удалось увидеть родину из-за войны и революции. В 1909-1914 годах Бакст оформил более десяти спектаклей. Среди его работ балеты «Тамар», «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Клеопатра», «Нарцисс», «Шехеразада», «Видение розы». Все постановки – подтверждение таланта Льва Бакста, являющегося одновременно славой русского декорационного искусства. Создавая театральные постановки, художник чётко визуализировал костюмы в движении артиста на фоне декораций, что помогало подчеркнуть выразительность его жестов. В балете «Шехеразада» Бакст одел танцовщиц в гаремные шаровары и тюрбаны с эгретами, сняв с них корсеты. Балет настолько прославился, что стал нарицательным словом, а в Париже появилось великолепное кабаре под этим названием, которое оставалось известным более четверти века, описанным в романе Ремарка «Триумфальная арка». Льва Бакста и Михаила Фокина критиковали моралисты, однако зрители толпами приходили на их спектакли. Скандальная слава привлекла успех многим постановкам балета, особенно это касалось «Шехеразады». Бакст предложил множество ярких контрастов, которые встретили восторг. Дома моды стали использовать мотивы из «Шехерезады». Под влиянием ориентального направления оказались Поль Пуаре, сёстры Калло, Пакен, Люсиль. Поль Пуаре Создал модели с юбками-туниками и шароварами из полупрозрачного муслина. В Доме Пакен, где сотрудничал Бакста, художник создал серию эскизов для платьев, как вечерних, так и дневных. Пуаре постоянно находил новые идеи, которые использовал не только в одежде, но и в интерьере жилых помещений. Абажуры с бахромой и диванные подушки с элементами Русского Балета долгое время украшали дома простых людей. Лев Бакст оставался одним из самых модных художников Парижа до… Первой мировой войны.Бакст создал костюмы к балетам «Менуэт», «Умирающий лебедь» и «Музыкальный момент» для труппы Павловой, а для Иды Рубинштейн был ведущим декоратором. Взглядов зрителей поражала фантазия и изысканность его работ. В Париже о «Клеопатре» или «Шехерезаде» знали все: от любителей музыки до таксистов и швейцаров. Перед Бакстом распахнулись двери крупнейших театров Европы. С ним стали искать сотрудничества известные модельеры того времени.

Лев Бакст и мода

Яркие краски костюмов и декораций спектаклей Бакста производили на публику гипнотический эффект. После закрытия Русских сезонов текстильные фабриканты переименовали свой товар: «Шехеразада», «Альмея», «Одалиска». Бакст прославился как талантливый сценический дизайнер, а также создавал эскизы для знатных дам: княгинь и балерин Большого театра. Бакст занимался не только декорированием и моделями одежды, интересовался фотографией, стал дизайнером украшений, дамских сумок и париков, а в конце жизни увлёкся кино. Лев Бакст обладал разносторонним талантом, проявившимся во многих сферах искусства. В живописи ему удавалось создавать как портреты, так и пейзажи. Ему принадлежат портреты Зинаиды Гиппиус, Василия Розанова, Александра Бенуа, а также портрет С. Дягилева «Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней», признанный кульминацией его портретного творчества. Картина была создана в 1906 году, во время завершения петроградского этапа деятельности Дягилева. Бахсту удалось раскрыть суть персонажа, сформировать сложный и многогранный образ Сергея Павловича. Бакст обладал писательским даром, что проявилось в автобиографическом романе «Жестокая первая любовь», где художник описывает свои чувства к актрисе Марсель Жоссе, ради которой уехал в Париж. В браке же с дочерью Павла Третьякова, Любови Гриценко, прожил всего семь лет. Бакст в своих работах передал атмосферу того времени. В конце жизни Бакст занимался оформлением спектаклей в театрах «Гранд-опера», «Мишель», труппы Иды Рубинштейн, и продолжал писать портреты. Русским балетом создано потрясающее театральное зрелище. В спектаклях балета достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы благодаря работе художников, балетмейстеров, композиторов и артистов. Художники начали изображать эскизы костюмов и актеров в них, в движении, помогая работе балетмейстера. Каждый участник спектакля трудился над всей постановкой. Бенуа говорил: «Балет — самое красноречивое зрелище… В нем можно добиться такой гармонии, красоты, смысла, которых нет даже у драмы». Вследствие этого на протяжении многих лет выдающиеся деятели культуры и искусства Европы восторженно отзывались о постановках Русского балета. Цветовые решения Бакста поразили зрителей и оказали значительное влияние на моду XX века: синий и фиолетовый, красный и жёлтый, оранжевый и зелёный. Художественный мир «Русского балета» заставил взглянуть на мир по-новому. Князь Пётр Ливен в книге «Рождение русского балета» писал: «Влияние русского балета ощущалось далеко за пределами театра. Парижские модельеры включали его в свои творения». В 1909 году имя Бакста стало известно во всем мире. Театральный художник превратился в законодателя моды в Париже. Лучшие театры Европы открыли ему двери, знаменитые модельеры искали с ним сотрудничества. Утонченная эротика и роскошь костюмов покорили весь Париж. Чем это было вызвано? Текстильным орнаментом и яркими смелыми красками. Художник черпал вдохновение в своих фантазиях и обширных знаниях. Кроме того, Бакст использовал мотивы и орнаменты из Музеев Акрополя в Афинах или фресок Кносского дворца на Крите. Эти подлинники художник видел лично во время поездки по Греции и Криту в 1907 году. Влияние Бакста на моду, в том числе на орнамент ткани, началось с 1910 года. В этом году он заключил контракт с Полем Пуаре. С 1912 по 1915 годы художник сотрудничал с домом Жанны Пакен. Рисуя эскизы, Бакст прорисовывал фактуру ткани данной модели. По его рисункам было понятно, где и какая материя требуется – тканая, с вышивкой или аппликацией. Французская текстильная промышленность быстро реагировала на запросы времени. Л.С. Бакст оказал огромное влияние на текстильный орнамент. Успех спектаклей, которые оформлял художник, вызвал повальное увлечение Востоком. Появились ткани «в стиле Бакста». Витрины магазинов Парижа были оформлены как сцены из спектаклей «Русского балета»: разбросанные подушки и оттоманки, яркие сочетания цветов, где был синий с зеленым, а розовый с оранжевым – все это вызвало интерес к появлению тканей. В годы Первой мировой войны У художника отмечен спад в театральной деятельности.
Европейские театры прекращают работу. В это время художник сотрудничает с труппой Анны Павловой и Сергея Дягилева.
В 1922 году Бакст побывал в Америке, где встретился с американскими промышленниками. К этому времени Нью-Йорк и вся Америка уже были знакомы с Бакстом: в 1913 году Анна Павлова там исполнила балет «Восточная фантазия», а в 1916 – балет «Спящая красавица». Кроме того, труппа Дягилева побывала в Америке в 1916 – 1917 годах, в её репертуаре было 14 балетов, восемь из которых были оформлены Бакстом. В начале 1924 года, во время второго визита в Америку, Бакст стремился расширить сотрудничество с производителями тканей США. В этой стране художник реализовал около ста эскизов для текстильных фабрик. Бакст создавал абстрактный, растительный, тематический орнамент; особую виртуозность он достиг в геометрическом. Для создания орнаментов на ткани Бакст использовал вышивку, набивку, плетение и ткачество. По эскизам Бакста вышивку для спектаклей Иды Рубинштейн делала дома моды Пакен и Ворта. В 1923 году Баксту предоставили честь экспонировать свои эскизы орнаментов по текстилю и гобелену в парижском Музее моды и костюма Гальера. Бакст планировал основать собственную мастерскую, занимающуюся сценическими костюмами, модой и дизайном интерьеров. В Париже 27 декабря 1924 года скончался Лев Самойлович Бакст из-за воспаления легких.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.