На многих она производила впечатление женщины не от мира сего, иногда начинала слышать голоса и видеть галлюцинации, а о своей персоне отозвалась «ни то, ни се, и не женщина, и ни мужчина». Речь идет об английской писательнице и критике Вирджинии Вульф. Ей удалось стать одной из ключевых фигур в литературе первой половины XX века. Чем была наполнена жизнь женщины, балансирующей на грани гениальности и безумства? Давайте узнаем е поближе.
Детство
Ей посчастливилось родиться в 1882 году в семье аристократов, в которой к литературе относились с почтением и огромной любовью. Недаром в отчем доме любил собираться весь «цвет» лондонской культуры. Гостям было что обсудить с хозяевами: сэром Лесли Стивеном, известным литературным критиком, и миссис Джулией Дакуорт, светской дамой. Глава семейства мог похвастаться богатой библиотекой, куда его четверым детям вход был всегда открыт.
Юность и первые кризисы
Казалось бы, живи беззаботной юностью и радуйся. Однако в возрасте 13 лет беды посыпались на Вирджинию как из рога изобилия. Сначала она подверглась грязным домогательствам со стороны кузенов, вскоре от воспаления легких умерла мать, к которой девочка была очень привязана. Будущая писательница с детства отличалась повышенной нервозностью и впечатлительностью, поэтому нервные срывы последовали один за другим. Между ними были неудавшиеся попытки самоубийства и затяжные депрессии… Несмотря на колоссальную моральную нагрузку, Вирджиния продолжила изучение иностранных языков и истории в женском лондонском колледже.
В 1904 году умирает отец, старшие братья поступают в университет, некогда шумный дом становится пустым. На семейном совете принимается решение продать его и переехать в более скромный. С новосельем Вирджиния связывала большие надежды, мол, новое место – начало новой жизни. Район для переезда был выбран не случайно: Блумсбери издавна слыл центром лондонской богемы. По примеру матери в своем доме Вульф организовала подобие литературного салона, а сама она продолжает дело отца. Критические заметки Вирджинии пользуются большой популярностью, поэтому ее регулярно печатают в «громких» журналах и газетах. Параллельно с журналистикой начинается работа над первой книгой, все это перемежается с новыми нервными потрясениями – смертью любимого брата, замужеством сестры и ее отъездом из дома.
Замужество и пик творчества
Ей было 30 лет, когда в их компании появился выпускник Кембриджа, критик Леонард Вульф. Именно он на следующие 29 лет стал спутником жизни для Вирджинии. Спутником, несмотря на то, что она призналась в отвращении к физической связи с мужчинами. Их объединяло нечто большее, чем плотские утехи: взаимоуважение и эмоциональная поддержка, общие идеалы и цели. Супруг всячески поддерживал жену на ее литературной стезе. Скажем больше: именно он помог ей состояться как писательнице. На пару супруги открыли издательство «Хогарт Пресс», где увидели свет все произведения писательницы Вульф: «Орландо», «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Волны» и др.
Обыкновенно жизнь женщины была наполнена отношениями с мужчинами, рождением детей, ведением хозяйства, а у Вирджинии все радостные моменты были связаны с «рождением» литературных произведений. После себя она оставила огромное литературное наследие, включающее тысячи страниц рассказов, писем, эссе, дневниковых записей.
Вульф была настоящим новатором, который не уставал критиковать художественные традиции 19 века. Она отошла от привычных норм, которые уступили место новой манере повествования. В ее основе лежал «поток сознания», когда сюжет, диалоги и место событий часто не имеют конкретики, а изобилуют скрытым смыслом, чувствами и эмоциями. Другой ветвью творчества Вульф становится противостояние патриархальным устоям, убеждением женщин в их равноправии, развитии навыков говорить свободно и открыто о волнующих вещах. Сама Вирджиния никогда не скрывала свое влечение к слабому полу, влюблялась в женщин, но, по некоторым источникам, не допускала физической близости.
Писательница, слышавшая восторги поклонников ее творчества, совсем не радовалась признанию и славе. Ее вдохновение все чаще сменялось нервными припадками, депрессиями, месяцами в больницах… Лишь любовь и поддержка мужа и сестры служили опорой.
Последней вехой жизни писательницы Вульф стал 1941 год. Одна из ночных бомбардировок Лондона разрушила ее дом, сожгла библиотеку, а обожаемый супруг чуть не погиб. Все это окончательно пошатнуло и без того расстроенное здоровье Вирджинии, для которой видения и галлюцинации стали постоянными спутниками. Она предпочла расстаться с жизнью, утопившись в реке, чтобы не стать обузой мужу из-за собственных болезней.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.