И невозможное возможно,Дорога долгая легка,Когда мелькнёт в пыли дорожнойМгновенный взор из под платка. (А. Блок)
Платок – головной убор, способный поразить своей многогранностью. Простое полотно ткани дарит возможность формировать разнообразные образы при помощи нестандартных техник завязывания.
Информация о платке как головном уборе появилась впервые… времена египетских фараонов – в 2000 год, только до нашей эры.
В Египте и Ассирии платок выявлял социальный статус его владельца. Фараоны носили головной убор под названием нем?с. Платок символизировал власть и подчеркивал божественность правителя.
Он закручивался сзади в узел, по бокам опускался до плеч длинными складками. Чаще всего платок был полосатым сине-золотой. Спереди на голове крепился урей – символ богини-кобры Уаджит, покровительницы Нижнего Египта.
Верхний Египет покровительствовала богиня-коршун. Два изображения символизировали единство Египта. В древности знаки и символы имели важное значение, подчёркивая не только статус владельца, но и особые достоинства. Сфинкс в Гизе с телом льва и лицом человека (с чертами лица фараона Хефрена) также покрыт немесом.
С древних времён и в Европе голову покрывали платками. В многих народах это считалось правилом благопристойности. Чаще всего платок был обязателен для женщин, незамужние девушки могли быть с непокрытой головой. Кроме того, платок на голове женщины подчеркивал её статус и защищал от непогоды. В Германии женщины стали носить длинные вуали, свободно развевавшиеся на плечах, а под подбородком закреплённые брошью.
В восьмом веке император Карл Великий установил дипломатические связи с халифом Багдада, что привело к торговле между странами. С Востока ввозились шёлковые ткани и прозрачные вуали. Дамы стали носить их, покрывая голову, подобно накидкам, как сейчас покрывают голову фатой невесты.
Вуаль стала популярным головным убором женщины на протяжении длительного времени. В XI веке в Европе вместо неё носили гебенде – две ленты ткани: одна обхватывала голову, а вторая закрывала лицо. Первая лента украшалась рюшами или вышивкой, к гебенде иногда прикрепляли вуаль.
С XIII по XV века наряду с вуалью появился оригинальный головной убор: высокий конус (эннен) с вуалью или шлейфом.
Чем знатнее дама, тем выше конус, у принцесс он мог достигать метра.
В шестнадцатом веке голову украшали сеткой для фиксации прически под головным убором, популярены были также шапки с меховым обрамлением.
В семнадцатом–восемнадцатом столетиях платкам уступили место новыми головными уборами – капюшонам, потом шляпам.
В начале XIX века модой стали ша́ли. Полагают, что такая мода появилась после египетского похода Наполеона. Вернувшись из него, он привёз Жозефине кашмирские шали. Французские аристократки быстро повторили опыт первой красавицы Франции, а за ними все дамы Европы.
Шали пришлись по вкусу как красивым аксессуаром к нарядам в стиле ампир, так и защитой от холода. Были и широкие, и узкие шали: длинные и квадратные. В то время ценилось искусство драпировки шали. Популярность была настолько велика, что появился танец «па де шаль». Производство шали было налажено в Англии, Шотландии, Бельгии, Франции. Дамы восторгались знаменитыми лионскими шелковыми шали и яркими русскими. К слову, история платка в России – отдельная тема, о которой мы не раз ещё поговорим.
«Чем глуше деревня, тем ярче платок» — гласит русская пословица. Закутанная «в узорный платок» русская женщина – это образ Родины – России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветных шалях или . оренбургских платкахТе самые, которые легко проходили сквозь обручальное кольцо и согревали в самые сильные морозы, создавались руками русских мастериц с давних времен, а о шалях в Европе заговорили, как уже было сказано, с начала XIX века.
С тех пор шаль стала неизменной частью одежды женщины. Аксессуар оставался популярным до двадцатых годов XX века, после чего не исчез, но уступила место шляпам. Во второй половине ХХ века шаль вернулась в женский гардероб. В конце шестидесятых годов модно было носить платки в индийском стиле.
Шёлковые платки получили огромную популярность. Все их носили, в том числе и знаменитости: Брижит Бардо, Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и многие другие. Звезды сделали известными некоторые из них, превратившиеся в символы известных брендов. Платок «каре» Hermès стал широко известен благодаря княгине Монако Грейс Келли.
Платки и шали ненадолго отступили, уступив место беретам, капюшонам, вязаным шапочкам, спортивным кепкам и элегантным мужским шляпам.
Платки и шали вновь пользуются популярностью, служа не только украшением головы женщин, но и основой для создания оригинальных моделей одежды. Используют их по-разному: сегодня это снова стильный и модный аксессуар. Широкую шаль можно перекинуть через тело по диагонали и обвязать поясом. В таком образе вы будете напоминать греческой богини. Шаль можно связать вокруг талии или на бедрах, главное — подобрать цвет к наряду, желательно в контрастном тоне.
Прославленный плакат с клепальщицей Рози, олицетворяющей трудящихся женщин, эффектно смотрится с платком на голове, украшенным бантиком. Такой вариант уместен при неубранной причёске или недостатке времени на её укладку.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.