Национальный женский костюм Испании отличается богатством аксессуаров, и среди них обязательными предметами для украшения образа являются кружевная мантилья и пейнета – гребень, поддерживающий мантилью.
Мантилья, накинутая на голову и плечи дамы, окутывала ее фигуру, а иногда ниспадала почти до пола. Она придавала женскому образу загадочность и неприступность, осанке – величавость, а взгляду черных глаз красавицы – тайну. Проходили годы и века, кружевная вуаль видоизменялась…
Именно сегодня хотелось бы вспомнить это украшение, дошедшее до нас из глубины веков. Многие модные дизайнеры пытаются возродить к ней интерес современных женщин, предлагая им разного вида вуали. Мантилья пока остается атрибутом аристократичности и частью дипломатического этикета.
Как носили накидку 100 лет назад. Видео 1922 года
Когда в истории появилась мантилья?
Существует несколько версий. По одной из них женщины Испании начали надевать ее в VIII веке, когда арабы завоевали Испанию. Правда, в этот момент она была из плотной ткани и более походила на чадру. Возможно, и роль мантильи была такая же, что и восточной чадры – скрыть лицо женщины от посторонних взглядов.
По другой версии – в XVII веке мантилью надевали дамы сомнительной репутации, которым она служила знаком отличия от благородных сеньор. Однако вскоре изысканная накидка пришлась по вкусу многим женщинам того времени. Особенно она была популярна на Пиренейском полуострове и в Латинской Америке.
С XVI века с возвышением Испании многие стали одеваться на испанский лад, а во второй половине XVI века испанскую одежду с некоторыми видоизменениями носила вся Европа. Мантилью использовали и как украшение, и в качестве покрывала. Сначала ее просто набрасывали на голову и плечи, а несколько позже стали закреплять на головке с помощью гребня.
Кружевная мантилья
Популярность аксессуара возросла в XVII веке, когда появились кружевные мантильи. Их можно увидеть на женских портретах кисти Веласкеса. Именно в это время мантильи становятся важной частью гардероба придворных дам и женщин аристократического круга.
Однако в XIX веке мантилью ожидал еще больший успех. Королева Испании Изабелла II (1833—1868) очень любила мантилью и часто ее надевала. Придворные дамы быстро отреагировали на модный аксессуар, и мантилья вошла в традиционный костюм испанских женщин. Многие художники оставили потомкам женские портреты в мантильях. В великолепных кружевных накидках мы можем увидеть женщин всех сословий на портретах XVIII – XIXв.в. испанского художника Франсиско Гойи.
Франсиско де Гойя. Портрет донны Исабель де Порсель
Франсиско де Гойя. «Королева Мария Луиза Пармская»
Франсиско де Гойя. Портрет доньи Антонии Сарате
Именно в это время распространялась мода на эти накидки в странах Европы. Полюбили роскошный аксессуар и в России, об этом рассказывают картины известных художников.
В. Тропинин. Портрет Е.Д. Щепкиной
Винтерхальтер Ф.К. Портрет Елены Павловны Бибиковой, княгини Кочубей
Александр Брюллов. Екатерина Бакунина, 1834
Карл Брюллов. Портрет Джованины Пачини, 1831
Среди всех великих художников хотелось бы отметить английского художника Джона Бэгнольда Берджесса (1829-1897), для которого Испания в его творчестве стала главной темой. Впервые посетив Испанию в 1858 году, он постоянно возвращался к ней, ежегодно посещая в течение 30 лет. Он посвятил свою жизнь изучению страны, ее быта и национального характера, воплощая на полотнах испанские и цыганские темы. На этих картинах мы часто можем увидеть женщин с высоким гребнем, в черной кружевной мантилье, которая оттеняет мрамор тела.
Джон Бэгнольд Берджесс. Испанки
Использование мантильи в Испании после свержения Изабеллы II постепенно приходило в упадок. Но это было связано не с переменой власти в Испании, а с изменением моды и стиля одежды того времени.
Повторный всплеск популярности произошел в середине XIX века, когда кружева Шантильи научились делать машинным способом.
Она божественно красива…»
Нежнейшее кружево было названо по имени небольшого французского города Шантильи, где плелись эти кружева. Мантильи, доступные по цене, можно было теперь изготовить любого размера.
Как известно, разновидностей кружевоплетения немало, но в изготовлении вуалей и накидок использовались чаще всего Блонда и Шантильи. Эти кружева родом из Франции.
Кружево блонда получило свое название, благодаря золотистому оттенку шелковых нитей, которые использовались в плетении.
Тише… чу… гитары звон…
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон…»
Испанские красавицы с удовольствием украшали себя мантильями из такого кружева. Крупные узоры располагались на тончайшей фигурной сетке. А сам узор покрывал сетку золоченым рисунком шелковых нитей.
Блонды имеют много общего с кружевом шантильи. Но последние более тонкие и изысканные. Главной отличительной особенностью является то, что у шантильи более прозрачный узор, так как он выполнен сеточкой, а цветы блонда более плотные, причем, мотивы шантильи разнообразнее, – кроме флористических рисунков, встречаются фигурки птичек, ангелочков, а иногда целые пейзажи.
В конце XIX — начале XX века мантилья уже не пользовалась таким успехом. Женщины покрывали голову, отправляясь только в церковь, большинство из них надевали маленькую мантилью. Длинные накидки стали использовать лишь для отдельных мероприятий, например, в течение Святой недели (Страстная неделя)…
Сегодня ношение мантильи в Испании сохранилось в дни национальных и религиозных праздников, ее также надевают во время корриды или на свадьбу. Как аксессуар дипломатического костюма, например, на аудиенцию с Папой Римским, мантилью надевают не только испанские королева и инфанты, но и жены президентов других стран.
Автор Татьяна Дмитриева
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.