Край гаремов

Край гаремов

Женщины разных стран – разные, это общеизвестно. Но есть государства, внутри которых представительницы прекрасной половины не составляют единого типажа. Вот королевство Непал — даром что крохотное, в горах затерявшееся, а народностей в нем — на сверхдержаву хватило бы. И статус у женщины здесь тоже может быть многообразен — от домашней прислуги до живой богини.

О них плачет небо
Рождение девочки в Непале никогда не считалось событием радостным, хотя держится непальский дом целиком на женских плечах. Женщины просыпаются еще до восхода солнца и сразу спешат к источнику: водопровод есть только в богатых современных домах, остальным, даже горожанкам, приходится носить воду на себе. Причем каждый день, ведь в Непале на вчерашней воде еду не готовят, она годится разве что для мытья грязной посуды.

Едят непалки только после того, как все мужчины и дети в семье уже накормлены и отправлены на работу и в школу. Наскоро перекусила — и за дела. Деревенские женщины, кроме обычных хлопот, должны еще успеть и скотину обиходить, и дрова для очага добыть. Мудреная задача, учитывая, что лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось. Из-за жаркого климата пища быстро портится, а холодильник для многих семей и сейчас непозволительная роскошь. Вот и приходится бедным непалкам стряпать и утром, и вечером. В критические же дни бедняжкам приходится особенно туго — по традиции «нечистая» женщина должна все это время обитать в сарае, одинокая и голодная.

Только когда в королевстве наступает жестокая засуха, что здесь не редкость, и начинает маячить грозный призрак голодной смерти, мужчины идут к своим женам на поклон: только они способны спасти ситуацию, задобрив богов. Женщины деревни собираются все вместе и выходят на рисовые поля в чем мать родила. И тогда небо, растрогавшись, плачет.

Одинокая богиня
Древняя непальская легенда гласит: в старые времена у местных женщин был воистину божественный статус. Короли общались с богиней Таледжу и даже играли с ней в кости, а та давала им мудрые советы. Но последний раджа династии дерзнул воспылать к ней страстью. Оскорбленная богиня навсегда покинула дворец, предупредив, что отныне станет являтся людям лишь в образе маленькой девочки по имени Кумари. С тех пор в рамках одной-единственной касты ювелиров из народности невару бытует ритуал, согласно которому здесь выбирают достойное воплощение Таледжу.

Перед тем как допустить девчушек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что все они соответствующего происхождения и за всю свою маленькую жизнь не потеряли ни единой капли крови. Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями жутких монстров, в которую врываются люди, ряженые злыми духами. Затем избранницу жюри переселяют из семьи в трехэтажный храм неподалеку от старого королевского дворца, где она находится под опекой няни и индуистского священника. Девочка живет в храме несколько лет до появления на ее теле первой крови (то есть до менструации) или выпадения первого зуба. С этого момента богиня переселяется в тело другой малышки, а бывшая Кумари возвращается в семью.

Живая богиня — единственная, кому кланяется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм, совершает подношения, и богиня Кумари благословляет его, подставив тику (красную точку на лбу) для поцелуя, что символизирует продление его власти до праздника в будущем году.

Быть Кумари, с одной стороны, почетно, но с другой, счастья мало. Девочка практически лишается обычных детских радостей, живет в разлуке с родителями, которым, кстати, никаких привилегий не полагается. Позднее бывшей богине очень трудно выйти замуж, так как, по стойкому поверью, женитьба на Кумари приносит несчастье.

Непальцы – индуисты, а значит, их жизнь строго подчинена кастовой системе: более высокая «кастовая карма» гарантирует и более высокое социальное положение. Но у женщин есть возможность «апгрейда»: с замужеством они автоматически «зачисляются» в касту супруга. Если молодого человека угораздит влюбиться в девушку из более высокой касты, его чувства заранее обречены на полный крах.

Хотя статус для непалки — палка о двух концах: чем выше каста, тем больше строгостей и ограничений в браке. Среди ортодоксальных индуистов бытует мнение, что девушек надо выдавать замуж до начала менструации. Так что вопреки официальному законодательству, которое разрешает брак только с 16 лет, десятилетние супруги встречаются сплошь и рядом, особенно в сельской местности. А поскольку продолжительность жизни в Непале невысока, то глядь — ей впору еще в куклы играть, а она уже вдова! Выйти замуж второй раз почти нереально, развестись тоже. Какой там развод, если раньше вообще жене предписывалось следовать за покойным супругом, бросившись в погребальный костер!

Правда, есть лазейка: обряд мхи, согласно которому девочку в нежном возрасте можно выдать замуж… за плод дерева бел. Считалось, что этот фрукт — одна из ипостасей бога Вишну, так что подлинным мужем малышки признавали не абы кого, а само божество! При этом девушка, как водится, в положенный срок может выйти замуж за простого смертного. Если же супруг приказывал долго жить, вдова имеет право найти себе другого спутника жизни. А Вишну на замужние игры своих женушек смотрит сквозь пальцы, у него вторых половин навалом! Столь же просто и гениально решается вопрос с разводом. Чтобы расторгнуть брак с божеством, достаточно вернуть ему свадебный подарок – орех!

Впрочем, у низших каст, особенно в обособленных горных районах, на вопросы семьи и брака смотрят еще проще: работящий муж – хорошо, бездельника гони в шею и ищи нового! А плоды да орехи бери в пищу, не отвлекай богов по пустякам.

Женихов хотела, вот и…
Ну а где же, где же обещанные гаремы, спросят нетерпеливые сыны Адама? Вынуждены разочаровать: в Непале, особенно на севере, действительно процветает древний институт гаремов. Только это означает, что не у одного мужчины несколько жен, а у нескольких мужей одна жена. Дело в том, что земля здесь в большом дефиците, и пытаться разделить крошечный участок между семьями сыновей — пустая затея. Поэтому в дом берут одну невестку на всех отпрысков мужского пола. Точнее, на одной девушке могут быть женаты не более двух братьев. Если их трое, средний по традиции идет в монастырь. Но в некоторых селениях этого правила нет. Более того, супругу могут делить и друзья муженьков.

Еще один пикантный нюанс – с официальным заключением брака здесь не торопятся, делят ложе с девушкой все по очереди вплоть до появления ребенка. Только тогда счастливые родители вспоминают, что надо и свадьбу играть. Правда, сами они участия в свадебной пирушке почти не принимают. Невесте и женихам мажут головы маслом и отправляют в поля, работать – детей кормить надо! А вот гости продолжают есть, пить, веселиться…


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.