Корсет: «Ни вздохнуть, ни охнуть…»

Корсет: «Ни вздохнуть, ни охнуть…»

«Я помню, как мне жал тугой корсет
И как вуаль дыханьем колыхало,
Когда меня увез шальной поэт
В карете с ослепительного бала…»
Ах, как жаль, что кануло в лету время балов, вуалей и карет, да и шальных поэтов поубавилось. К счастью, забвенью не преданы тугие корсеты…

Корсеты были всегда, утверждают историки. Стоило археологам раскопать очередной глиняный черепок – наследство первых цивилизаций, — как на нем непременно красовался рисунок тетеньки в корсете. Ничего удивительного: во все времена прекрасный пол хотел иметь тонкую талию и высокую грудь.

Делу «сжимания и поднятия» в Древнем Египте служили эластичные ленты, в Древней Греции – металлические обручи. И только китайских чаровниц корсет благополучно обошел стороной: пока весь мир решал вопрос «Где будем делать талию?», китаянки носили просторные балахоны и, не ограничивая грудь, сжимали в тисках свои ступни.

В XVI веке Европа окончательно сбрендила на почве «стяжательства»: все благородные особы заковали себя в корсеты, а вот простолюдины и простолюдинки дышали полной грудью. Действовало неписанное правило: чем выше титул, тем тоньше стан. В дело уменьшения личных форм шло все — дерево, слоновая кость, китовый ус, ткань, крючки и… железо.

Французский монарх Генрих III поражал придворных 13-дюймовой талией. Ха, как будто у него был выбор: его итальянская мамаша Екатерина Медичи ввела этот стандарт для своей свиты, а спорить с Медичи – дело заведомо провальное.

И почти три века дамы шнуровались, застегивались и прочими способами заковывались в «панцири». Бюст то фривольно выглядывал из декольте, то целомудренно сводился к нулю – инквизиции так было спокойнее. В Испании тамошние матроны и вовсе шли на «зверства»: чтобы грудь их очаровательных дочек не превышала размеры подростковой, родительницы прикрепляли к девичьим округлостям специальные деревянные тарелки.

Несносная пытка начиналась в 16 лет и не заканчивалась до конца жизни. Ни днем, ни ночью барышни не переводили дух: в светлое время суток тело безжалостно терзал корсет «для выходов в свет», а с закатом солнца бедняжек переодевали в ночной «скафандр». Это еще что: перед «утяжкой» для пущего эффекта девушки выпивали стакан уксуса – кислое пойло вызывало спазм желудка, позволяя «выкроить» лишние сантиметры.

В общем, невеселое было время: леди, мадам и мадмуазели дружно падали в обморок и недужили от сдавливания внутренних органов, некоторые даже отправлялись к праотцам, но отказываться от удушающих объятий не собирались. Мода, господа, что тут сказать. Красота требовала жертв, и они регулярно приносились на ее алтарь…

Освободите нас!

В начале XX столетия французский кутюрье Поль Пуаре сказал: «Баста!» — и ввел моду на свободный покрой. Красота – это манеры, осанка, живые цветы на шляпках, струящиеся ткани и летящая походка. Примерно так заявил француз. Производители корсетов были в панике: целая отрасль промышленности рисковала оказаться на мели. Фабриканты даже отправили письмо дизайнеру, дескать, нельзя ли, месье Пуаре, пересмотреть ваши взгляды на корсет? Но тот срисовал известную комбинацию из трех пальцев и благословил моду на греко-римские силуэты, прозрачные муслиновые платьица и прочее «разоблачение».

Женщины дружно вняли призыву: американки отправили своих «истязателей» в переплавку, ведь в тогдашние модели вставлялись металлические пластины. В итоге на отказе от корсетов страна сэкономила 28 тысяч тонн металла. Правда, у полученной телесной свободы имелась другая сторона медали. Как ни крути, а нижнее белье неплохо согревало в стужу, и его «утрата» принесла свои плоды. Парижанки поверх просторных одежд кутались только в кашемировые шали, дрожали от холода, но фасон держали. Медики били тревогу, призывая дам вернуться к «исподнему», однако те игнорировали «предупреждения минздрава» и толпами погибали от воспаления легких…

С возвращеньицем!

Но известно, что история развивается по спирали, а новое — это хорошо забытое старое, и в 50-х годах корсет триумфально вернулся. Этому поспособствовал легендарный Кристиан Диор: «Без корсета нет моды!» — изрек он и поставил на пьедестал женщину-статуэтку с осиной талией. Дамы были благодарны, они соскучились по роскоши, по перчаткам, шляпкам и фигуркам в форме песочных часов. И в гардеробы вернулась вещь-перевертыш.

Может ли что-то состязаться с корсетом в многоликости? Он дерзок и агрессивен, но может быть трогательным и невинным. Он уместен на пышных формах зрелой женщины и так же хорош на худеньких студентках.

Настоящий гимн во славу «стяжателя» воспел чудаковатый кутюрье Жан Поль Готье: в начале 90-х он представил коллекцию haute couture, в которую вошли корсеты. На этом маэстро не остановился, изготовив для поп-дивы Мадонны уникальный «бюстодержатель». Вещица даже попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самая дорогая в своем роде – на лондонском аукционе «Кристи» ее приобрели почти за 20 тысяч долларов.

Правда, у желающих есть шанс переплюнуть рекорд: немецкие дизайнеры смастерили корсет, украшенный кристаллами Сваровски. Стоит он около 130 тысяч американских рублей, но настоящих ценителей ничто не должно останавливать…


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.