«Я помню, как мне жал тугой корсет
И как вуаль дыханьем колыхало,
Когда меня увез шальной поэт
В карете с ослепительного бала…»
Ах, как жаль, что кануло в лету время балов, вуалей и карет, да и шальных поэтов поубавилось. К счастью, забвенью не преданы тугие корсеты…
Корсеты были всегда, утверждают историки. Стоило археологам раскопать очередной глиняный черепок – наследство первых цивилизаций, — как на нем непременно красовался рисунок тетеньки в корсете. Ничего удивительного: во все времена прекрасный пол хотел иметь тонкую талию и высокую грудь.
Делу «сжимания и поднятия» в Древнем Египте служили эластичные ленты, в Древней Греции – металлические обручи. И только китайских чаровниц корсет благополучно обошел стороной: пока весь мир решал вопрос «Где будем делать талию?», китаянки носили просторные балахоны и, не ограничивая грудь, сжимали в тисках свои ступни.
В XVI веке Европа окончательно сбрендила на почве «стяжательства»: все благородные особы заковали себя в корсеты, а вот простолюдины и простолюдинки дышали полной грудью. Действовало неписанное правило: чем выше титул, тем тоньше стан. В дело уменьшения личных форм шло все — дерево, слоновая кость, китовый ус, ткань, крючки и… железо.
Французский монарх Генрих III поражал придворных 13-дюймовой талией. Ха, как будто у него был выбор: его итальянская мамаша Екатерина Медичи ввела этот стандарт для своей свиты, а спорить с Медичи – дело заведомо провальное.
И почти три века дамы шнуровались, застегивались и прочими способами заковывались в «панцири». Бюст то фривольно выглядывал из декольте, то целомудренно сводился к нулю – инквизиции так было спокойнее. В Испании тамошние матроны и вовсе шли на «зверства»: чтобы грудь их очаровательных дочек не превышала размеры подростковой, родительницы прикрепляли к девичьим округлостям специальные деревянные тарелки.
Несносная пытка начиналась в 16 лет и не заканчивалась до конца жизни. Ни днем, ни ночью барышни не переводили дух: в светлое время суток тело безжалостно терзал корсет «для выходов в свет», а с закатом солнца бедняжек переодевали в ночной «скафандр». Это еще что: перед «утяжкой» для пущего эффекта девушки выпивали стакан уксуса – кислое пойло вызывало спазм желудка, позволяя «выкроить» лишние сантиметры.
В общем, невеселое было время: леди, мадам и мадмуазели дружно падали в обморок и недужили от сдавливания внутренних органов, некоторые даже отправлялись к праотцам, но отказываться от удушающих объятий не собирались. Мода, господа, что тут сказать. Красота требовала жертв, и они регулярно приносились на ее алтарь…
Освободите нас!
В начале XX столетия французский кутюрье Поль Пуаре сказал: «Баста!» — и ввел моду на свободный покрой. Красота – это манеры, осанка, живые цветы на шляпках, струящиеся ткани и летящая походка. Примерно так заявил француз. Производители корсетов были в панике: целая отрасль промышленности рисковала оказаться на мели. Фабриканты даже отправили письмо дизайнеру, дескать, нельзя ли, месье Пуаре, пересмотреть ваши взгляды на корсет? Но тот срисовал известную комбинацию из трех пальцев и благословил моду на греко-римские силуэты, прозрачные муслиновые платьица и прочее «разоблачение».
Женщины дружно вняли призыву: американки отправили своих «истязателей» в переплавку, ведь в тогдашние модели вставлялись металлические пластины. В итоге на отказе от корсетов страна сэкономила 28 тысяч тонн металла. Правда, у полученной телесной свободы имелась другая сторона медали. Как ни крути, а нижнее белье неплохо согревало в стужу, и его «утрата» принесла свои плоды. Парижанки поверх просторных одежд кутались только в кашемировые шали, дрожали от холода, но фасон держали. Медики били тревогу, призывая дам вернуться к «исподнему», однако те игнорировали «предупреждения минздрава» и толпами погибали от воспаления легких…
С возвращеньицем!
Но известно, что история развивается по спирали, а новое — это хорошо забытое старое, и в 50-х годах корсет триумфально вернулся. Этому поспособствовал легендарный Кристиан Диор: «Без корсета нет моды!» — изрек он и поставил на пьедестал женщину-статуэтку с осиной талией. Дамы были благодарны, они соскучились по роскоши, по перчаткам, шляпкам и фигуркам в форме песочных часов. И в гардеробы вернулась вещь-перевертыш.
Может ли что-то состязаться с корсетом в многоликости? Он дерзок и агрессивен, но может быть трогательным и невинным. Он уместен на пышных формах зрелой женщины и так же хорош на худеньких студентках.
Настоящий гимн во славу «стяжателя» воспел чудаковатый кутюрье Жан Поль Готье: в начале 90-х он представил коллекцию haute couture, в которую вошли корсеты. На этом маэстро не остановился, изготовив для поп-дивы Мадонны уникальный «бюстодержатель». Вещица даже попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самая дорогая в своем роде – на лондонском аукционе «Кристи» ее приобрели почти за 20 тысяч долларов.
Правда, у желающих есть шанс переплюнуть рекорд: немецкие дизайнеры смастерили корсет, украшенный кристаллами Сваровски. Стоит он около 130 тысяч американских рублей, но настоящих ценителей ничто не должно останавливать…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.