Классицизм в моде

Классицизм появился в конце XVIII века, проявляясь сразу же ярко. В это время раскопки Помпеи и Геркуланума вызвали интерес к греческой эстетике. Костюм раннего классицизма, называемый директория, относится к концу XVIII – началу XIX веков. В живописи этот стиль прослеживается в работах художников, таких как Ж.-Л. Давид. В архитектуре его воплотили Вандомская колонна и Триумфальная арка в Париже. Театральные сценические постановки с античными сюжетами также демонстрировали этот стиль: актеры носили древнегреческие туники и хитоны, а их прически напоминали греческие узлы, убранные на высокую часть головы. В силуэтах модной одежды появились сдержанные формы и декор. Вскоре светские модницы Парижа надели платья-шемизы из тонкого муслина, почти облегающие фигуру, с большим декольте, открывающим красивую шею и белоснежную кожу. Талия платья была высоко поставлена, почти под грудью, рукава чаще всего были совсем небольшими, типа фонариков, или вовсе отсутствовали. Шемизы придавали дамам легкость и воздушность, особенно юным красавицам.

Женщины стремились быть похожими на греческих богинь, чьи образы восхвалялись в живописи и скульптуре, а также воображением читателей поэзии. Парижские красавицы добивались необычайной белизны кожи, чтобы напоминать мраморные греческие статуи. В то время эталоном красоты стали мадам Рекамье, мадам Тальен и Жозефина Богарнэ. Портреты дам из высшего общества изображали босыми в белых шемизах, украшенных диадемами, камеями, браслетами и брошами.
Художники того времени оставили нам великолепные портреты юных красавиц в образе нимф. Платье-шемиз стало популярным нарядом эпохи Директории.
Для пошива шемизов использовали белый муслин, батист, газ и креп с вышивкой белой гладью. Платья были невесомыми, весом до 200 – 300 граммов. Красиво облегали фигуры женщин, оставляя открытой шею, плечи и руки. В холодную погоду дамы иногда накидывали на плечи кружевную косынку.

Наполеон, подарив супруге роскошную шаль из шерсти кашмирских козлят, повлиял на женскую моду на долгое время.
Все дамы оценили красоту этой детали туалета. Жозефина Богарнэ налаживает производство французских шалей, которые распространяются по всей Европе.

Классицистические прически, обувь и украшения.

Причёски также напоминали античность. Модницам эпохи директории носили причёски, названные «обнажёнными» или «нагими». В таких воздушных и лёгких нарядах трудно было чувствовать себя защищённой, разве что шаль покрывала тело красавицы в холодную погоду. Поэтому многие модницы того времени часто простуживались, а болезнь иногда заканчивалась трагедией. Обувь была столь же лёгкой, как и платье, являлась то ли греческими сандалиями, то ли закрытой обувью на плоской подошве, подобной современным балетам. Тюрбаны и чалмы были популярными головными уборами, а дома носили чепцы. Все выглядело просто, но дам украшали различными аксессуарами. Это роскошное дополнение к скромному шемизу. Красавиц, разумеется, венчали диадемами, как и полагается богиням.

Популярными были камеи, браслеты, броши и шпильки для волос. В волосах переливались нити жемчуга, гармонирующие с белизной кожи. Особенно любила украшения мадам Тальен. Говорят, у нее была красивая кожа и черные бархатистые глаза. Еще одна красавица того времени – мадам Рекамье. На ней было немного украшений, что придавало ей естественность и очарование.

Стремление к естественной красоте было характерно для многих дам, но природа награждала не всех одинаково, поэтому необходимо было это исправить. Женщины пудрили открытые участки тела и пользовались ароматами. Мужчины же в то время отказались от пудреных парик и косметики. В результате женщины становились более женственными и очаровательными, а мужчины – более мужественными. (В наше время, к сожалению, всё наоборот).

Мужская одежда включала рубашку, жилет, фрачный пиджак и узкие брюки; обувь имела низкий каблук. Комплект дополняли треуголка или, позже, двууголка. Для пошива этой одежды предпочитали шерсть, сукно и батист (для нижних рубашек). Это была мода аристократии. Во время революции в эмиграцию ушли и представители буржуазных кругов. Молодежь этого сословия изображала из себя пострадавших от революции, создавала клубы, чтобы выделиться. К ним присоединялись новые богатые, быстро разбогатевшие во время революции. Во время революций и переворотов в стране появляются новые богатые люди. Многие из них нажились благодаря хитрости, умению быстро решать проблемы и находчивости. Слово «нувориш» появилось как выражение пренебрежения со стороны аристократии к пронырливой молодежи. Новые представители общества не отличались высоким культурным уровнем и аристократичными манерами, поэтому их эстетические представления в области моды казались вызывающими. Дети богатых создали свой стиль. Историки моды относят этот стиль к проявлениям «антимоды». В то время необычные и провокационные наряды молодых людей называли «инкруаябль» — невероятным. Это были свободные, иногда небрежно отглаженные фраки, жилеты с одной пуговицей и подобное. Представители моды носили «мюскаден» (щеголь). Галстук, петля на шее висельника, заменялся красной лентой или жгутом, символизирующим кровь от гильотины. Некоторые надевали красное ожерелье с той же целью. Подружки юношей, называемые «мервьез», также одевались экстравагантно. Их называли «чудесницы» .
Они осмеливались носить прически подобные юношам — жертвам революции, а иногда волосы были просто в беспорядке разбросаны по плечам и спине. Платья «мервьез» отдаленно напоминали шемиз всего лишь тем, что шились из тонкого муслина с завышенной талией.

В период Директории модные направления менялись очень часто, существовали недолго. Быстро сменялись друг друга события, одежда становилась доступнее всем слоям общества. Французская революция (1789 – 1799 годы) стала переломным событием в истории моды. Её события ускорили процессы изменения европейской моды, направляющие её к демократизации и стиранию социальных границ.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.