Мы привыкли к тому, что искусство может благотворно влиять на человека. Нам приятно смотреть на шедевры живописи, слушать музыкальные произведения. У каждой картины своя энергетика, которая может влиять на подсознание. Ученые обнаружили, что просмотр произведений искусства активизирует те же участки мозга, что и влюбленность, происходит всплеск дофамина, а этот гормон дарит приятные ощущения, чувство удовлетворения. Искусство помогает избавиться от депрессии и стресса, убирает боль, способствует самосовершенствованию человека. Но некоторые картины могут сводить с ума, и не в переносном, а в прямом смысле этого слова.
Синдром Стендаля
Впервые о синдроме Стендаля заговорила психиатр Грациелла Магерини, работавшая в 1979 году в психиатрической больнице Санта-Марии-Нуова во Флоренции. Она столкнулась с сотнями туристов, которые попадали к ним после осмотров достопримечательностей Флоренции. Каждый из этих людей был в шоковом состоянии, находился в радостном возбуждении. Для подобных туристов был придуман новый диагноз – синдром «Стендаля» или «флорентийский синдром». В 1989 году Г. Магерини выпустила книгу, где описывала случаи проявления данного синдрома.
Считается, что симптомы заболевания могут появляться из-за острого эмоционального переживания, связанного с какими-то эстетическими объектами. Это не обязательно предметы искусства, такая же реакция может быть и на красивые пейзажи, северное сияние, на редкие растения или животных, на иллюминацию и т.д. Свое название синдром получил в честь французского писателя XIX века Стендаля, который написал книгу «Рим, Неаполь и Флоренция», где описал свои ощущения, пережитые в этих городах в 1817 году. Там он рассказывает, что едва не лишился чувств во Флоренции, во время посещения церкви Санта-Кроче: у него забилось сердце, показалось, что пропал источник жизни, он шел и боялся упасть на землю. После знакомства с этими шедеврами мир показался ему бессмысленным, ограниченным и маленьким.
Чаще всего этот психический кризис путешественники переживают во Флоренции, где множество архитектурных памятников. Самыми «опасными» были названы произведения несколько известных художников, а именно, Микеланджело, Караваджо, Рафаэля, Брунеллекски.
Этот синдром может проявляться и у людей без тяжелых психических расстройств, продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. В это время больные неадекватно воспринимают реальный мир, у них нарушается поведение, может появиться бред или галлюцинации. У них учащается сердцебиение, наблюдаются скачки артериального давления, беспокоит головокружение, слабость, тошнота, боль в груди и животе.
Они или отрешенно смотрят на произведения искусства, никак не реагируя на обращенную к ним речь, или же, наоборот, начинают бегать, кричать, ломать все вокруг. Позже больные признаются, что мир им кажется фантастичным, неестественным, как будто снятым на кинопленку, у некоторых появлялось ощущение духовной близости с автором или с героями шедевра. В тяжелых случаях появлялись галлюцинации, сопровождавшиеся или эйфорией, или ужасом.
Врачи говорят, что все симптомы могут проходить бесследно, т.е. синдром излечим, человек может находиться в неадекватном состоянии около 2 часов, максимальный срок – 8 дней. Под влиянием этого синдрома люди совершают акты вандализма. Поэтому работников музея обучают, как сразу же распознать шоковую реакцию посетителя, как правильно реагировать.
Синдром Стендаля можно назвать болезнью образованных людей. Чаще всего он появляется у посетителей музеев с высоким уровнем культуры и образования, с ярким и подвижным воображением. Это может быть их первая встреча с великими произведениями искусства, к данной поездке они долго готовились, наделяли ее глубоким личностным смыслом. Чаще всего от него страдали молодые люди в возрасте от 25 до 40 лет. Не подвержены синдрому туристы из Азии и Северной Америки, а также итальянцы, знакомые с данными произведениями искусства с самого рождения.
Картины, пострадавшие от вандалов
К сожалению, не все посетители картинных галерей могут оставаться адекватными. Иногда искусство оказывает на них такое сильное влияние, что они начинают уничтожать картины великих художников.
1.«Мона Лиза» Леонардо Да Винчи. В 1956 году боливиец Уго Унгазе Виллегас долгое время любовался картиной в Лувре, пока вдруг неожиданно не решил бросить в нее камень. Из-за этого у левого локтя нарисованной девушки осталась едва заметная отметина, был поврежден слой краски.
2.«Триумф Давида». Оттавио Ванини. В апреле 2007 года Тимоти Кубен из Америки вдруг набросился на эту картину, выставленную в музее Милуоки. Он сделал в ней дыру, потом сорвал ее и стал топтать ногами. Когда его спросили, почему он все это сотворил, американец рассказал, что очень расстроился и рассвирепел, увидев Голиафа.
3.«Парусник в бухте Аржантей». Моне. В 2012 году один из посетителей дублинской Национальной галереи Ирландии вдруг бросился на картину, пробил ее своим телом. На ней появилось 3 разрыва, самый длинный – в 25 см. Посетитель никак не мог понять, что же с ним случилось, говорил, что сделал это из-за сильных чувств и недомогания.
Конечно, актов вандализма было намного больше, и некоторые из них совершались действительно больными людьми. Так, Ханса-Йоахима Больманна прозвали кислотным убийцей, т.к. он облил кислотой около 56 произведений искусств, в том числе и несколько шедевров. В 1970-1980-ыегоды он нанес ущерб на 270 млн. марок. У него с 16 лет стоит диагноз «шизофрения», он трижды был осужден, но, выйдя на свободу, продолжал свое «дело».
Были совершены преступления и из идейных соображений, например, Роберт Кембридж в 1987 году открыл огонь по картине Леонардо да Винчи, объяснив, что выступает против политики Маргарет Тэтчер, а в 2011 году одна из посетительниц накинулась на картину «Две таитянки» Гогена, т.к. считала художника воплощением зла, ее возмутили обнаженные натуры.
К счастью, синдром Стендаля все же встречается не так часто, сама Г. Магерини исследовала около 100 подобных случаев. Чтобы предотвратить его появление, впечатлительным туристам советуют заранее просматривать фотографии и видео интересующих их предметов искусства. При появлении сильного эмоционального возбуждения нужно сделать паузу при осмотре достопримечательностей, дать себе время успокоиться, перенести экскурсию на другой день. «Передозировка» искусством тоже вредна, но это не значит, что стоит отказываться от путешествий и знакомства с мировыми шедеврами, тем более, что их с каждым годом становится все меньше, как бы мы не старались сохранить их для последующих поколений.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.