Камень янтарь называют золотом Севера. Это твердая смола хвойных деревьев, содержащая в основном составе углерод, водород и кислород. Янтарь имеет жёлтые оттенки – от светло-желтого до красного, среди которых есть желто-медовые, желто-оранжевые и многие другие, встречаются и голубые, и зелёные камни, и даже чёрные.
История камня и изделия из янтаря в древнем мире
С древности янтарь использовали не только в качестве целителя болезней, из него изготавливали и ювелирные изделия. Он давно вошёл в быт жителей побережья Балтийского моря. На древних стоянках людей обнаружены амулеты, бусы, фигурки животных. Балтийский янтарь дошёл даже до Египта. В гробнице фараона Тутанхамона была найдена корона, украшенная балтийским янтарём, и различные янтарные погребальные изделия.
В Британском музее Лондона хранится ассирийский обелиск с надписью, в которой упоминается янтарь. Есть описание янтаря в древнегреческой поэзии. Например, Гомер, описывая убранство дворца спартанского царя Менелая, перечисляет золото, серебро, слоновую кость и электрон – так древние греки называли янтарь.
Сведения о янтаре встречаются в сочинениях Платона, Гиппократа, Эсхила. А философ Фалес описал свойства янтаря.
Римский поэт Овидий поведал красивую легенду о Фаэтоне, сыне Гелиоса, бога Солнца. Фаэтон упросил своего отца проехать по небу в его золотой колеснице, запряжённой четвёркой огненных коней. Долго отказывал Гелиос сыну, и всё-таки уступил его просьбам. Не смогли слабые руки Фаэтона удержать коней, они понесли его и подожгли землю и небо. Разгневался Зевс и разбил колесницу молнией. Упал Фаэтон в реку Эридан. Горько оплакивали сёстры смерть любимого брата, и слёзы, падавшие в реку, превращались в янтарь.
Существуют и другие легенды, но в каждой из них янтарь связан со слезами. В эпоху античного Рима, с его любовью к роскоши и богатству, засияла слава и янтаря. Римляне оценили красоту камня и проложили путь к Балтийскому побережью. Постепенно появились места янтарной торговли. Известие о солнечном камне достигло и арабских стран, где янтарь стал не менее популярным, чем в Европе.
Как его только не называли – «кусочек солнца», «солнечный камень», «морской ладан». Греки назвали янтарь электроном или электриумом, что означает «блестящий». Лучистый камень напоминал им звезду Электру. К тому же камень имел свойство электризоваться при трении и притягивать лёгкие предметы.
В немецком названии – «горячий камень» отразилось другое его свойство – легко воспламеняться и гореть красивым пламенем, издавая приятный запах. В литовском названии «гинтарас» и в латышском – «дзинтарс» отразилось ещё одно свойство камня – «защита от болезней». На Руси янтарь называли «латырь» или «алатырь» и тоже наделяли его целебными свойствами.
Когда в Древнем Риме началась янтарная мода, из камня изготовляли статуэтки, барельефы, портреты, ожерелья, резные украшения, сосуды для благовоний и чаши для вина. Самые богатые люди Рима отделывали янтарём свои виллы и бассейны. Цена янтаря была тогда высокой – маленькая фигурка из янтаря стоила дороже живого раба.
Многие патриции Рима носили с собой янтарные шары, охлаждая руки в жару. Высокая стоимость янтаря объяснялась не только красотой камня, но признанными всеми медиками лечебными свойствами. Римская империя пала, и постепенно пришло в упадок янтаререзное искусство.
История камня янтарь в Средневековье
В средние века лучистым камнем пользовались редко, в это время он из-за своей непрочности и хрупкости не пользовался уважением. А вот на Дальнем Востоке к янтарю относились иначе. В Китае и Японии особенно почитали янтарь вишнёвого цвета. Эти камни считались застывшими каплями крови дракона – священного животного из 12-летнего годового восточного цикла. А потому вишнёвый янтарь могли носить только императоры и состоявшие с ними в родстве.
В Средневековье в Китае и Японии началось массовое изготовление миниатюрных фигурок. Их вырезали из различных материалов, в том числе и из янтаря. Японские камнерезы и ювелиры в это время достигли высочайшего мастерства в изготовлении оригинальных и изящных фигурок и украшений. Они сочетали янтарь с другими драгоценными камнями, наносили на камень золотой и серебряный порошок, покрывая затем многократно лаком, янтарь оправляли в золото и серебро, инкрустируя слоновой костью.
В XIII веке для янтаря наступил новый период. Это был век крестоносцев, которые завоевали богатую янтарём Прибалтику и установили монополию на добычу и торговлю солнечным камнем. В это время янтарь мало кому приносил счастье.
Тем, кто издавал указы, грабил прибалтийские страны, камень приносил богатство и власть, но от этого счастливее не становились, ведь приобретённое богатство надо хранить, чтобы не лишиться его, а вместе с ним и головы. Что же касается простого люда, с ним поступали проще – существовал указ, запрещавший собирать янтарь и тем более обрабатывать его.
Суды жестоко карали ослушников, существовал на исполнение казни специальный палач. Прибалтийские народы долго хранили память о жестоких правителях, из поколения в поколение передавали они рассказы, которые складывались в легенды о тевтонских завоевателях. Тевтонский орден запретил все камнерезные работы, то, что испокон веков было в Прибалтике основным делом.
Весь добываемый янтарь шёл теперь на продажу, а крестоносцы получали баснословные барыши. Так было до середины XV-го века. Затем начинается развитие двух крупных центров по производству янтарных изделий, в Данциге (Гданьск) и Кенигсберге (Калининград). Всем этим руководил последний магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский.
Янтарные изделия сформировавшихся художественных центров отличались друг от друга. В Данциге камнерезное искусство имело религиозную направленность (распятия, скульптурные изображения святых, чётки, алтари), в Кенигсберге – светскую (кубки, вазы, чаши, фигурки, подсвечники, ларцы, столовые приборы, шахматные доски и т.д.).
Янтарь в эпоху барокко и в наши дни
В XVII веке искусство обработки янтаря было на самом высочайшем уровне, казалось, что ничего невозможного для создания красоты янтарных изделий уже нет. Выполнялась инкрустация золотом, серебром, слоновой костью, перламутром.
Тонкая виртуозная резьба, умение мастеров создавать янтарные изделия в виде мозаик, композиции из разных видов янтаря, контрастное сочетание цвета, гравировка с использованием цветной фольги – всё это демонстрировало совершенство и красоту солнечного камня.
Особенно любима была резчиками мозаичная техника, в которой янтарные пластины накладывались на деревянную основу. Таким способом можно было выполнить изделие больших размеров. Создавались многоярусные ларцы, шкафы-кабинеты, отделывали янтарём даже стены комнат.
Пруссия активно вела продажу янтарных изделий. Во многих странах Европы и Азии появлялись уникальные шедевры янтаререзного искусства, чаще они преподносились в качестве дипломатических подарков. В Оружейной палате Московского Кремля хранится богатая коллекция таких изделий. Необычные и роскошные изделия из янтаря имелись и при дворе французских королей.
В описях янтарных сокровищ упоминаются многие изделия, такие, как шкафчики, зеркала в янтарных рамах, вазы. Все они были украшены тончайшими барельефами, фигурками, орнаментами. Некоторые из них король преподнёс в подарок высоким гостям, другие хранятся в Лувре.
XVII век внёс в мировую сокровищницу уникальные творения мастеров-резчиков из солнечного камня. В XVIII веке создаётся знаменитая янтарная комната, которая стала вершиной янтаререзного искусства.
Одни из самых лучших янтарных изделий хранятся в королевском замке Розенберг в Копенгагене, в музеях Вены, Виктории и Альберта в Лондоне, во Флоренции, в замке Мариенбург в Мальборке, во многих музеях Германии.
Несколько лет назад на острове Сент-Томас был открыт всемирный музей янтаря. Коллекция включает различные виды янтаря, прекрасные модели трёх кораблей, на которых Колумб прибыл к берегам Америки. Необыкновенна и внутренняя отделка музейных помещений, уникальны по красоте композиции «Янтарный лес» и «Янтарный водопад». В последней композиции по янтарной стене стекает настоящий водный поток.
Несколько слов непременно, следует сказать о Янтарной комнате, которая является шедевром янтарного искусства. Её история началась в 1701 году в Пруссии. По заказу вошедшего на престол короля Пруссии планировалась перестройка дворцов в Берлине. Вот и задумали король с королевой создать необычный кабинет из янтаря.
Работы шли медленно, так что ни король, ни королева не успели увидеть задуманные перемены во дворцах. А новый король, сын предыдущего, Фридрих Вильгельм I сначала прекратил все работы, а затем в 1716 году в связи с заключением союза между Россией и Пруссией преподнёс подарок русскому императору Петру I – Янтарный кабинет. Петр I от великой радости сделал ответный «презент» – он подарил 55 гренадеров исполинского роста и кубок из слоновой кости, исполненный собственноручно…
Янтарная комната хранилась в Екатерининском дворце, который в годы Великой Отечественной войны захватили и ограбили немецкие фашисты. Янтарная комната была похищена. С 1942 года до весны 1944 года панно Янтарной комнаты находились в одном из залов Королевского замка Кенигсберга. В апреле 1945 года после штурма города советскими войсками комната бесследно исчезла, её судьба до сих пор остаётся загадкой.
С 1981 по 1997 годы проводились работы по реконструкции Янтарной комнаты. К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году Янтарная комната была восстановлена вновь из калининградского янтаря на деньги со стороны России и Германии. Восьмое чудо света в настоящее время можно снова увидеть в Екатерининском дворце.
Необыкновенная экспозиция – «Янтарная каюта» находится в музее Мирового Океана в Калининграде. Здесь все предметы, включая и предметы быта, элементы интерьера выполнены из янтаря или же инкрустированы им.
В каюте инструменты исследователя, карты, этнографические предметы, миниатюрные судомодели, мозаичная картина – роза ветров, выполненная на потолке, декоративное панно – «Карта мира», на котором разные техники обработки янтаря – всё выполнено из янтаря.
О красоте янтаря и искусстве резчиков камня, об уникальных экспозициях, о лучших коллекциях янтарных изделий можно ещё долго-долго рассказывать. Природа одарила камень невероятным богатством оттенков, в лучах солнца светится янтарь, и на ощупь кажется таким тёплым…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.