Как воспитывать непоседу. Часть 2

Как воспитывать непоседу. Часть 2

Очень многие родители жалуются, что дети совершенно не хотят помогать им по дому или выполнять другую работу, но кто в этом виноват? В 3-4 года малыши склонны копировать действия взрослых, что проявляется, в том числе, и в их желании участвовать в любых семейных делах. Ребенок хочет накрыть на стол, посадить саженец или полить цветы, но что он обычно слышит в ответ? «Подожди, ты еще маленький». Но когда он станет взрослым, приучать его к труду будет уже поздно!

Дошкольник вполне может накрыть на стол (при этом еще можно и в счете поупражняться), полить кустик или цветок из детской лейки. Ему можно выделить маленькую грядку на огороде и помочь посадить редиску или зелень – они быстро растут и не требуют сложного ухода.

После трех лет активно идет становление самосознания, стремления к самостоятельности. Все чаще взрослые слышат: «Я сам». Это сигнал, что ребенок повзрослел и родителям пора менять выработанный стиль взаимоотношений. Необходимо поощрять его инициативу и всячески поддерживать самостоятельность. Пусть его действия порой будут неумелы и медлительны, зато в будущем Вам не придется пенять на неспособность выросшего дитяти решить хотя бы один вопрос без вмешательства родителей. В случае если ребенок от рождения наделен сильным характером и стремлением к лидерству, подавление тяги к самостоятельности и постоянные ограничения инициативы могут вылиться в затяжные конфликты и выраженный негативизм по отношению к родителям.

Основной вид деятельности любого дошкольника – игра. Игровой процесс в этом возрасте носит сложный характер. Ребенок придумывает сюжетную линию и правила игры, распределяет роли. В игре малыш преобразует то, что было воспринято им ранее, проигрывает различные жизненные ситуации, активно фантазирует. В старшем дошкольном возрасте существенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Если эта потребность не удовлетворяется, ребенок может придумать себя друга и будет всячески настаивать на его реальности. Не пытайтесь его разубедить. Помогите найти настоящего друга, и надобность в выдумке отпадет сама собой. Вспомните известную сказку «Малыш и Карлсон». Занятые работой родители, слишком взрослые старшие дети, живущие своей жизнью, и несчастный Малыш, с тоской наблюдающий жизнь за окном и мечтающий о собаке…

Если ребенок не посещает детский сад, важно найти другой способ обеспечить ребенку общение. Взаимодействуя со сверстниками, малыш учится сотрудничеству, взаимопониманию, умению контролировать не только свои действия, но и действия партнера, отрабатывает навык согласованных действий. Все это весьма понадобится ему в дальнейшем. Уже сейчас, наблюдая за поведением и общением детей, можно заметить, какие виды деятельности больше привлекают ребенка, какая позиция ему ближе – начальника или подчиненного. Если действия детей не выходят за рамки сотрудничества, не пытайтесь навязать своему робкому малышу лидерскую позицию. Вмешательство необходимо, если ребенок возомнил себя маленьким Наполеоном, или, наоборот, его поведение очень пассивно, у него отнимают игрушки, «шпыняют», а он не может постоять за себя. В последнем случае идеальный выход из ситуации – предложить детям игру, в которой неуверенный в себе малыш может занять лидерские позиции в силу своих способностей.

У каждого ребенка есть таланты: один хорошо считает, другой быстро бегает, третий способен без труда запоминать длинные стихотворения, четвертый увлекается животными или здорово танцует. Продолжать можно до бесконечности. Одна из главных задач родителей – выявить эти таланты и создать благоприятные условия для их развития.

Подкуп конфетами, попытки давления на остальных детей не научат вашего ребенка уважать себя и отстаивать свои права. Детская игра нередко высвечивает наши собственные промахи и недостатки: то проскочит услышанное от папы словечко, то «мама» накричит на куклу-малыша. Наблюдая за детьми, Вы часто имеете возможность взглянуть на себя со стороны. Воспользуйтесь этим и сделайте нужные выводы.

Отдельного разговора требует физическое развитие дошкольников. В возрасте 4-7 лет интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат ребенка, его координация, мелкая моторика, способность к выполнению сложных движений, что в сочетании с интенсивной познавательной деятельностью превращает даже ранее спокойных малышей в непосед. Дети в это время требуют от родителей, наверное, даже больше внимания, чем груднички. Ребенок может переоценить свои возможности и решиться на действия, небезопасные для здоровья, особенно если рядом будут благодарные зрители из сверстников. Предвидеть последствия неудачи дошкольники не способны, поэтому важно договориться с малышом о том, что он не будет отрабатывать новые трюки в Ваше отсутствие. Если ребенок редко будет слышать слово «нет» и «нельзя», а все отказы будут аргументированы доступным ему языком, можно существенно снизить риск травматизма.

Повышенную двигательную активность необходимо направить в «мирное русло». Чаще привлекайте ребенка к работе по дому и в саду, больше времени проводите в активных играх, запишите малыша в секцию. Детей после 4 лет принимают на танцы, в бассейн, в секции художественной гимнастики, некоторых видов восточных единоборств. Подробно о плюсах и минусах различных секций я расскажу в ближайшее время в отдельной статье. Лучшим вариантом для развития мышечной силы и ловкости являются подвижные игры, в которых могут участвовать не только дети, но и взрослые: вышибалы, салочки, классики, резиночки, штандер-вандер, казаки-разбойники – многие даже не знают этих игр, но в большой степени именно благодаря им прежние поколения были гораздо здоровее. Узнайте правила у своих мам и бабушек, оторвите детей, а заодно и себя, от телевизора и компьютера – и вперед, на улицу!


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.