Как вернуть покупку в магазин: знайте свои права

Как вернуть покупку в магазин: знайте свои права

Знаете ли вы, что каждый покупатель вправе возвратить вещь в торговое предприятие и вернуть назад свои средства? Например, потому что дома выяснилось, что она ему не подходит. Все эти вопросы регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Сразу оговорюсь, что если вещь оказалась с браком, это другая история. Конечно, ее тоже можно вернуть, но там действуют другие правила.

А сейчас мы будем говорить только о доброкачественной вещи, которую вы хотите возвратить или поменять. При этом в законе не предусмотрена необходимость объяснять, по какой причине она не подошла. Просто дома оказалось, что не подошла, и все. Этого достаточно.

Как поменять вещь

Рассмотрим ситуацию обмена на аналогичную вещь, но другого фасона, оттенка, размера. Это разрешено, и на это дается 14 дней с даты покупки (сюда также входят нерабочие дни, выходные и праздники). Если в магазине нужного товара не нашлось, вам обязаны вернуть деньги.

Товары, не подлежащие обмену и возврату

Существуют покупки, которые нельзя обменять или возвратить, даже если они в порядке. К ним относятся: косметика, духи, лекарства, товары медицинского назначения, нижнее белье, ювелирные изделия, стиральный порошок, пластмассовая посуда, книги, кухонный мебельный гарнитур и т. д.

Также запрещено возвращать технически сложные товары, в частности: бытовую технику, телефон, планшет, ноутбук, мультиварку и т. д. Полный список изделий, не подлежащих обмену и возврату, называется: «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (его можно легко найти в Сети).

Важное замечание. Магазин не вправе самостоятельно вносить в этот список иные товары. Допустим, он разместил у себя объявление, мол, «кроссовки мы не обмениваем». Это незаконно, на самом деле вы вправе их поменять.

Технически сложные устройства

Самая непростая история возникает с технически сложными товарами. Для того, чтобы определить их качество, требуется экспертиза. Тем не менее, есть шанс вернуть даже такую технику. Как правило, торговые предприятия борются за клиентов (антиреклама в соцсетях им ни к чему). Поэтому в отдельных случаях они готовы согласиться с покупателем и возвратить деньги, даже если изделие относится к списку технически сложных товаров, которые запрещено возвращать и менять (можно только подвергать гарантийному ремонту).

Что нужно для обмена и возврата

Вещь можно возвратить в магазин при соблюдении ряда условий:
— во-первых, она должна быть ни разу неиспользованной, быть в целости и сохранности;
— ярлыки и (или) заводские пломбы должны быть на месте;
— имеется доказательство, что вы приобрели вещь именно в этом торговом предприятии.

Иногда бывает, что продавец отказывается поменять покупку или отдать деньги, потому что упаковка (коробка, пакет и пр.) была вскрыта и не имеет первоначального вида. В законе об упаковке ничего не говорится, а только о самой вещи. Поэтому такое требование незаконно.

Как подтвердить покупку

Конечно, самое лучшее — это предъявить кассовый или товарный чек (дома заранее сделайте его ксерокопию и оставьте ее у себя). Но если он не сохранился, не беда, существуют и другие способы подтверждения. Вот они:
— отметки магазина в гарантийном талоне;
— отметки магазина в паспорте товара;
— штрих-код, оставшийся на упаковке;
— баллы на скидочной карте;
— показания свидетеля (муж, мама, подруга и т. п.);
— видеозапись магазина.

Что делать, когда магазин не возвращает деньги?

Если все-таки продавец не желает возвращать деньги, сошлитесь на Закон РФ «О защите прав потребителей», затем позовите директора. Знание закона покажет вашу серьезность. Чем выше должностное лицо, которое будет решать вопрос, тем больше вероятность, что оно предпочтет устранить проблему мирно, без конфликта.

Подготовьте заявление на возврат товара или денежных средств. Никаких устных обращений быть не должно, а только заявление в письменном виде. Напишите его в двух экземплярах, один из них оставьте у себя.
Если продавец не захочет его принять и подтвердить это своей фамилией и подписью на нем, придется действовать иначе.

В этом случае составьте письменную претензию на имя гендиректора, в 2 экземплярах. Продавец должен подписать ее и копию, а также указать на них свою фамилию и дату. Если он этого делать не хочет, отправьте ее по почте заказным письмом на юридический адрес магазина. Чек, выданный вам на почте, подтвердит факт и дату отправления этого письма.

В претензии опишите своими словами, что случилось, в чем заключается проблема, и что вы хотите получить. Сошлитесь на Закон РФ «О защите прав потребителей» (лучше всего, на конкретную статью). Если ваша претензия составлена грамотно, чаще всего этого достаточно, чтобы решить вопрос в вашу пользу. Магазин увидит, что вы готовы отстаивать свои права, поэтому проще вам уступить, иначе ему это может выйти дороже.

Но если и это не помогло, обратитесь в Роспотребнадзор. Он проведет проверку данного торгового предприятия. Если правда на вашей стороне, Роспотребнадзор назначит магазину штраф за нарушение закона и велит возвратить вам денежные средства. Магазин должен это сделать в течение 3 дней. К вашему сведению, в большинстве случаев Роспотребнадзор решает спорные вопросы в пользу покупателя.

Резюме. Если претензии покупателя обоснованы и предъявлены в рамках закона, магазины в большинстве случаев обменивают товар или возвращают деньги (хотя продавцы могут ворчать). Им невыгодно привлекать к себе внимание контролирующих органов. Это чревато убытками и антирекламой. Так что дерзайте, знайте свои права, будьте смелее, и все получится!


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.