Ты мечтаешь устроиться в компанию своей мечты с приличной зарплатой и большими перспективами карьерного роста. Но для этого нужно пройти собеседование, которое будет проводить человек с репутацией хама. А значит, чтобы уйти с «лаврами», придется откинуть шаблонное поведение и вести игру достойно.
То ли дело экзамены в школе или институте…Чего только не придумывают студенты, чтобы получить «зачет», несмотря на недостаток знаний, нервы и пр. Достаточно вспомнить фильм «Приключения Шурика», обмотанное ухо с вмонтированным в него переговорным устройством и легендарную фразу: «Приём! Приём! Профессор, конечно, лопух… но аппаратура при нём». В собеседовании, подсказки и зубрежки не помогут! Все намного сложнее.
К кому попадешь?
Собеседование может проводить как сам руководитель компании, так и специальные люди. В советское время их называли начальниками отдела кадров, кадровиками. Но с появлением HR «серый и скучный» работник превратился в перспективного «эйчара», HR-directorа или HR-менеджера. Крутой статус, предполагающий соответствующие действия к соискателям. И можно просто придти на собеседование, принести резюме и ответить на типичные вопросы о стаже, образовании, последнем месте работы, а можно нарваться на Змея Горыныча, который устроит настоящий допрос, и постарается буквально вогнать тебя в стресс, а потом подведет итог – отказать по причине «не стрессоуйстойчивости».
На самом деле, собеседование является настоящей проверкой на прочность и часто основывается на модных сегодня стресс-интервью. Происходящее на нем во многом зависит от должности, компании, куда вы планируете поступить на работу. И то, что кажется на собеседовании глупостью и грубостью, нередко является умным ходом опытных психологов. Поэтому для тех, кто находится на стороне соискателя главное понимать, что такая беседа не считается односторонней: не только компания выбирает, но и вы.
Загнать в угол или стрессовое собеседование
У соискателей такая методика собеседования вызывает больше всего эмоций. Работодатель таким образом проверяет реакцию работника на то, как он будет действовать, окажись в условиях физиологического, эмоционального или информационного стресса. Как себя поведет в конфликтных и нестандартных ситуациях, и как отреагирует на оскорбления и хамское поведение в его сторону.
Кандидату задаются каверзные вопросы для выявления профессионализма. К примеру, могут попросить объяснить, зачем именно его должны нанять на работу или что, конкретно он может предложить компании. Или задать совершенно абсурдный вопрос: «Какими страдаете заболеваниями?», «Почему до сих пор не замужем?», «Когда планируете родить ребенка или обзавестись семьей?»
Также заинтересованного получить работу могут (запланировано!) заставить ждать собеседования больше часа. А когда он окажется в комнате, то обнаружит, что с ним ведут беседу сразу несколько человек, которые, более того, сидят в разных зонах комнаты и не просто спрашивают, а буквально допрашивают, как бы играя в злого и доброго следователя.
А как такой вариант, когда вы стараетесь на собеседовании рассказать о себе, а интервьюер начинает напоказ заниматься «левыми» делами. Или же начинает о чем-то странном рассуждать, спрашивать, и тут же не дает сказать и слова. Более того, с вами ведутся беседы (без тени смущения) о личной жизни, прошлой работе. Все направлено на то, чтобы вывести вас из себя, задеть «за живое», вынудить оправдываться.
«Кадры решают все!» или умело парим над ситуацией
Эти слова однажды утвердительно произнес Иосиф Виссарионович Сталин. Он также говорил, что «незаменимых людей нет!» А ведь так и есть! Мы должны себя так настроить, чтобы не нас побеждали, а мы выступали в роли Македонского. Хорошей работы и зарплаты можно не ждать, если войдет в привычку халтурить. Надо заранее настроить себя на успех. Уяснить для себя свою ценность, как работника. Убедить в первую очередь себя в своей незаменимости, и эти ощущения передадутся остальным на энергетическом (полевом) уровне:
— чтобы стать хозяином положения, следует вести себя спокойно, а не выглядеть просителем: «Ну, возьмите меня, пожалуйста…»
— на вопросы лучше отвечать четко и кратко. Не стоит бояться вопросов с «подковыркой». Они задаются лишь для того, чтобы проверить быстроту реакции, а не ваши знания.
— ответы давайте не на провокационные вопросы, а на касающиеся вашего профессионализма. На возмущения, почему молчите, уверенно говорите, что таким поведением вы стараетесь избежать конфликта
— услышав в свою сторону утверждение о профессиональной некомпетентности, о том, что выбранное вами место работы является неверным шагом, смело попросите совет у интервьюера, интересуйтесь, какую он мог бы предложить вам профессию.
— на тему личной жизни не колеблясь заявляйте, что таковая касается только вас, и никак не вашей профессиональной деятельности. Такие слова должны прозвучать без агрессии, спокойным тоном.
— если начинаете ощущать раздражение, мысленно посчитайте до десяти, глубоко вздохните, возьмите небольшую паузу, чтобы успокоиться.
— увидев, как работодатель пытается игнорировать вас всем своим видом, не слушает, смотрит в документы на столе или монитор – замолчите. Начинайте говорить, когда он снова обратит на вас внимание. Или задайте интересующие вас вопросы, возьмите инициативу в свои руки!
В случае, когда интервьюер, на ваш взгляд, перешел все границы дозволенного, смело вставайте и уходите из кабинета. Даже в такой ситуации, результат может быть самым неожиданным, в хорошем смысле слова, например, как описанный прекрасной писательницей Фэнни Флегг в книге «Добро пожаловать в мир, Малышка!»: «Он принял решение взять Дену еще неделю назад, просмотрев записи. Они всему голова. Но ему нравилось наблюдать, как люди пугаются. Но эта не испугалась, швырнула ему ответ прямо в лицо. Не то, что прочие, с влажными ладонями, которые целый день на цыпочках прокрадываются к нему в кабинет и на цыпочках его покидают. Возможно, эта девчонка — как раз то, что он ищет».
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.