Каждый родитель стремится к тому, чтобы ребенок делал домашнее задание самостоятельно. Однако на практике все зачастую происходит совсем не так. Приходится постоянно напоминать об уроках, заставлять их делать, ругать, читать нотации и многое другое.
Почему ребенок не хочет делать уроки самостоятельно?
Есть много причин. Возможно, школьнику неинтересно. Уроки скучные, преподаватель объясняет материал сухо. Естественно, желание снова и снова выполнять неинтересные домашние задания не возникает.
Может быть и так, что ребенок не понимает материал. Пропустил, прослушал, не понял с первого раза. Конечно, делать уроки не хочется, ведь половину задания чадо просто не понимает. И как можно дольше оттягивает неприятное занятие.
Бывает, что ребенок привыкает все делать с родителями и не хочет проявлять самостоятельность и инициативу. Особенно, если родители не слишком это поощряли раньше. Например, в первом и втором классе решали все задачи вместе, и вдруг в третьем начали требовать, чтобы школьник учил уроки сам.
Стоит понаблюдать за чадом. Может быть, ему трудно сконцентрироваться, не хватает внимания, он не может долгое время сидеть за уроками?
Важно выявить причину нежелания делать домашнее задание самостоятельно. А затем попробовать помочь ребенку.
Что надо сделать в первую очередь?
Прежде всего, нужно составить режим дня. Следует четко расписать время подъема, отхода ко сну, уделить время на выполнение домашнего задания, не забыть о посещении кружков и секций, и, конечно, оставить время на прогулку и игры. В процессе составления расписания можно будет увидеть, насколько велика нагрузка, есть ли отдых. Возможно, стоит подкорректировать что-то. Например, убрать один кружок, а может, наоборот, добавить, если ребенок очень хочет.
Очень важно правильно оборудовать рабочее место. Оно должно быть светлым, адаптированным к росту ребенка, укомплектованным, без ненужных предметов (игрушек, например).
Кроме того, надо предварительно оценить, насколько сложен материал, сколько времени потребуется на его изучение. От этого зависит скорость выполнения задания.
Важно установить ребенку временные рамки, чтобы он понимал, за полчаса надо сделать русский язык, например. Выучить правило, написать упражнение. Тут все зависит от сложности и объема задания, а также от темперамента ребенка. Холерик может сделать урок быстро, а флегматика торопить не стоит, это только все испортит. Лучше дать достаточно времени на спокойное выполнение задания.
Свободное время стоит посвятить играм и упражнениям на развитие внимательности и концентрацию внимания. Шахматы, шашки, крестики-нолики, морской бой, лабиринты – и еще многие игры помогут в этом деле. Это поможет школьнику быть более внимательным, улучшить память, научиться концентрироваться.
Практические советы
Итак, нужно запастись терпением. Ведь ребенок не сразу научится делать уроки самостоятельно. Потребуется некоторое время.
Нужно выработать привычку в определенное время приступать к работе. Это поможет научить ребенка преодолевать трудности. Тут поможет режим дня. Если же ничего не задали, в часы, выделенные для учебы, стоит повторить пройденный материал. На закрепление этой привычки потребуется немало времени.
Следующий шаг – приучить к самостоятельности. Родителям легче самим сделать домашнее задание, чем объяснить ребенку, как его делать. Если поступать так регулярно, это в дальнейшем приведет к проблемам. Ребенок просто не понимает, как это – быть самостоятельным. Он постоянно будет оглядываться на родителей, ждать помощи.
Прежде чем садиться делать домашнее задание, родители с ребенком должны совместно просмотрите учебники и тетрадки. Ребенок может рассказать, что они изучали на уроках, а родитель может объяснить своими словами, что нужно сделать, если ребенок не понял. Озвучив всё это, родитель должен уйти из комнаты. После надо проверить, все ли задания выполнены. Если есть ошибки, указать на них, объяснить, почему что-то выполнено неправильно. Закрепить материал вместе (то есть, проделать дополнительное задание – провести работу над ошибками).
Если у ребенка нет мотивации для выполнения задания, стоит ее найти. Например, привить интерес к предмету (вместе найти интересные факты по истории, биологии, географии), почитать дополнительную литературу (но только интересную). Кроме того, можно мотивировать чадо билетами в кинотеатр или развлекательный центр, сладостями и тому подобным. Но делать это не каждый день. Например, если ребенок в течение недели делает уроки сам и при этом старается, его ждет поощрение.
Родители должны быть последовательны в своих действиях и терпеливы. Нельзя за пару дней научить ребенка делать уроки самостоятельно. На это потребуется много времени. Зато результат обязательно порадует.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.