Понимание абстрактных понятий наиболее сложное для детской логики. Малыши замечают, что жизнь не стоит на месте, темное время суток сменяет день, холод жару и т.д., но упорядочить и понять систематичность этих процессов ему еще тяжело. Правильный подход, понимание и терпение помогут крохе быстрее справиться с поставленной задачей.
Начните с азов
Начинать можно с младенчества. Конечно, делать это следует по-особенному. Преподнесение информации должно нести вид сопутствующих речей. Например, во время кормлений, одеваний на улицу или игр, сообщать малышу о текущем времени суток. Допустим «сейчас утро и мы завтракаем», «уже день, на улице светло, можно идти гулять», «на улице темно, там ночь, нужно ложиться спать», «уже вечер и мы ужинаем». Со временем малыш усвоит информацию. Уже с 2 лет можно в такой же форме преподнести названия дней недели.
В дошкольном возрасте с ребенком можно смело планировать дела, распределенные по времени суток. Оговорите, чем вы будете заниматься днем, утром и вечером.
Отлично справятся с задачей ознакомления развивающие игры.
Например, игра «ассоциации». Эта игра подходит для определения времени года. Для нее нужно приобрести или изготовить самостоятельно карточки. С временами года (зима, весна, осень, лето) и еще несколько с погодными условиями (дождь, град, солнечная погода, снег, ветер, листопад и т.п.), предел вариациям поставит ваша фантазия. Разложите времена года в ряд и предложите малышу добавить к ним соответствующие карточки погоды. Например, к зиме снег и ветер и т.д.
Для того чтобы разобраться быстрее со временем суток можно поиграть в такую же игру, но с другими карточками. Или использовать 4 конверта, на которых изобразить 1 – восход солнца, 2 – полдень, 3 закат и на 4 – луну и звезды. Соорудите карточки с изображением зубной щетки, подушки, еды, книги, игрушки и т.п. предложите крохе разложить карточки в соответствующие конверты. Если не удается с 1 раза, не беда. Покажите на своем примере, затем предложите еще раз. При необходимости, повторите.
Когда можно заняться часами?
Для того чтобы перейти непосредственно к часам, ребенку важно знать цифры и хорошо уметь их складывать. Таким умением, обычно, ребенок может похвастаться в возрасте от 6 лет.
Чтобы проверить готов ли именно ваш ребенок, попросите его сосчитать до 100 и выполнить задачки на сложение в этом же диапазоне. Также важно свободно оперировать такими понятиями, как «после» и «до».
Можно начать и раньше, в возрасте до 5 лет, только не стоит требовать от малыша сразу многого. Точности определения до минуты вам не добиться. Зато, можно привить любовь к часам и цифрам. Купите малышу красочный игрушечный будильник, яркий календарь с красивыми сезонными картинками, подойдут и иллюстрированные книги, деревянные планшеты с выдвижными цифрами.
Переходим к непосредственному обучению
Когда ребенок ознакомлен со временами года и временем суток, пора приступить к изучению часов, объясняя все подробно.
У многих родителей возникает вопрос, «Зачем усложнять все изучением механических часов, если можно воспользоваться электронными, ведь там все легко и просто». Понимание механических часов важно. Ведь именно часы с круглым циферблатом и стрелкой помогут понять, что такое время, как оно течет, что за 1 час минутная стрелка проходит целый круг, а секундная 60. Это очень важно, они помогают понять и ощутить течение времени.
Далее определяемся с наглядным пособием. Лучше взять старые сломанные часы без защитного стекла или игрушечные с движимыми стрелками.
Во время первого «урока» познакомьте ребенка с самими часами. Расскажите, что обозначают стрелки, куда они движутся, для чего разделен циферблат. Для начала стоит объяснить простые ровные комбинации, например, 3.00, 6.00, для верности прикрепите эти цифры к вашему режиму. Например, в 7.00 мы просыпаемся, а в 8.00 завтракаем. Для закрепления материала попросите выставить ребенка какое-то ровное время на часах самостоятельно. Правильно выполненное задание указывает на положительный результат в обучении.
После этого можно перейти к следующему этапу – объяснить, что за 1 час минутная стрелка проходит полный круг по циферблату. Попросите выставить ребенка время на час позже, чтобы он передвинул минутную стрелку на полный круг и увидел следующую цифру.
Развивайте навыки вычитания и сложения. Расскажите, что в 1 часе 60 минут и что 1 круг минутной стрелки это тоже 60 минут. Поясните, какие промежутки равны 5 минутам, какие 10, 15, 20 и т.д. Просите засечь ребенка 10, 15, 30 минут. Старайтесь ознакомиться с понятием половина и четверть, просто делите циферблат.
Закрепляем навыки
Для закрепления отлично подходит составление личного расписания. Сядьте вместе с ребенком и составьте его режим дня. Во сколько ему нужно вставать, во сколько начинаются занятия. Ограничьте рамки свободного времени и обучения, распишите обеды, завтраки и водные процедуры. Все что угодно, лишь бы это заставляло его постоянно смотреть на часы и считать минуты.
Не ругайте свое дитя за промахи, хвалите почаще, обращайте его внимание на циферблат, и у вас все непременно получится.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.