Кадет, врач, дипломат, философ, писатель, монах…

Кадет, врач, дипломат, философ, писатель, монах...

Не так давно я наткнулась на том прозы Константина Леонтьева. И была удивлена, что там много написано о любви, о быте дворянского гнезда, об отношениях между людьми разных сословий.

В том числе много о мечтах, переживаниях и планах молодых людей XIX века, многие из которых из века XXI воспринимаешь с улыбкой.

Должна признаться, что до этого считала Леонтьева религиозным мыслителем и публицистом. И вдруг, узнала, что современники называли его «русским Ницше».

К религии и даже к уходу под конец жизни в монашество, Леонтьев пришёл, пройдя сложный путь, как жизненный, так и духовный. И это не смотря на то, что отец его вообще не был верующим человеком, а мать верила, но как писал о ней сам писатель: «… она была религиозна, но не была достаточно православна по убеждениям своим. У неё, как и у многих умных русских того времени, христианство принимало несколько протестантский характер. Она любила только ту сторону христианства, которая выражается в нравственности, и не любила ту, которая находит пищу себе в набожности».

Писатель так же вспоминает: «Молиться перед угловым киотом учила меня не мать, а горбатая тётушка моя, Екатерина Борисовна Леонтьева, отцовская сестра».

Первым произведением, которое я прочла у Леонтьева, был роман «Подлипки». Описание жизни в деревенском дворянском поместье. Главный герой сначала мальчик, потом юноша и молодой барин. В меру избалованный, не злой, он влюбляется в крепостных девушек, не причиняя им вреда. Лишь однажды он вызвал во мне больше, чем неприятие, когда ни за что ни про что застрелил маленького совёнка. А потом его мать сова убивалась, плача по своему птенцу. Этот жестокий поступок заставил меня перестать сострадать самому герою.

В основном же «Подлипки» перекликаются с произведениями о барских усадьбах Тургенева, Бунина, А. Толстого.

Сильное впечатление производит повесть Леонтьева «Записки мужа».

Может быть впервые в русской литературе поднята тема так называемой свободной любви. Описан путь молодой девушки, женщины, на который она вступила не без подталкивания мужа, вроде бы желавшего ей добра, и её печальный конец.

А теперь о жизненном пути самого Леонтьева.

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года в Калужской губернии в селе Кудинове Мещевского уезда в семье не слишком богатого дворянина Николая Борисовича Леонтьева. Он был самым младшим, седьмым ребёнком в семье.

Его дед И. П. Леонтьев получил калужские имения, женившись на дочери И. П. Толстого, президента Юстиц-коллегии. Зато мать Константина, Феодосия Петровна, происходила из старинного дворянского рода Карабановых.

Была она женщиной образованной и именно Феодосия Петровна дала сыну первоначальное домашнее образование.

Отец Леонтьева рано умер, и у мальчика, к сожалению, не осталось о нём хороших воспоминаний. Позднее писатель писал о нём: «он был очень велик и толст, … из числа тех легкомысленных и ни к чему не внимательных русских людей (и особенно прежних дворян), которые и не отвергают ничего, и не держатся ничего строго».

В 1841 году Константин Леонтьев поступил в Смоленскую гимназию, а в 1843 году его отдают в качестве кадета на воспитание в Дворянский полк. Но из-за болезни в октябре 1844 года его увольняют из полка. Немного окрепнув, мальчик в этом же году поступает в третий класс Калужской гимназии, которую он успешно заканчивает в 1849 году с правом поступления в университет без экзаменов.

Леонтьев выбирает Ярославский Демидовский Лицей, но уже в ноябре переводится в Московский университет на медицинский факультет.

Константин живо интересуется с ранних лет литературой и в 1851 году он пишет своё первое произведение, комедию «Женитьба по любви». К сожалению, эта пьеса не была опубликована, так как её не пропустила цензура. Зато И. С. Тургеневым отозвался о ней весьма благосклонно.

Диплом об окончании университета Константин Леонтьев получил досрочно в 1854 году, и сразу в качестве батальонного лекаря отправился добровольцем в Крым.

С военной службы он уволился в 1857 году и вернулся в Москву.

В 1859 году Леонтьев становится домашним врачом барона Розена и поселяется в его поместье Арзамасского уезда Нижегородской губернии, где живёт до 1860 года. Затем он переезжает в Петербург и поселяется у своего брата Владимира.

Однако в 1861 году Леонтьев уезжает в Крым, в Феодосию, где женится на Елизавете Павловне Политовой, дочери греческого торговца. Эта женитьба была шоком для всей родни Леонтьева и его друзей. О ней говорили, что она красива, но «полуграмотна». И как оказалось впоследствии, страдала умопомешательством.

Леонтьев снова возвращается в Петербург, оставив жену в Крыму.

В это время вышел его первый большой роман «Подлипки». В 1864 году выходит его второй роман «В своём краю». К этому времени из мировоззрения писателя улетучиваются последние обрывки либерализма, и он становится убеждённым консерватором.

В 1863 году Леонтьев поступает на службу в Министерство Иностранных Дел и получает назначение секретарём русского консульства на остров Крит. Этот период своей жизни Леонтьев отражает в таких произведениях, как «Очерки Крита», повести «Хризо», «Хамид и Маноли».

В 1864 году Леонтьев был исполняющим обязанности консула в Адрианополе, где он прослужил два с лишним года.


Кадет, врач, дипломат, философ, писатель, монах...

Затем он получил непродолжительный отпуск, который провёл в Константинополе, а в 1867 году Константин Николаевич получил пост вице-консула в небольшом городе на Дунае в Тульче.

В 1868 году была опубликована статья Леонтьева «Грамотность и народность», которая получила одобрение посла Н.П. Игнатьева.

Спустя год Леонтьева назначили послом в Албанию в город Янину. Но из-за климата у него начались проблемы со здоровьем и его вернули в Салоники.

К 1871 году Константин Николаевич сделал блестящую дипломатическую карьеру.

Но в то время, когда его готовили к должности генерального консула в Богемии, он тяжело заболел. И в то время, когда ему казалось, что он уже уходит из жизни, Леонтьев неожиданно увидел икону Божией Матери, которую ему подарили афонские монахи. И Константин Николаевич поклялся перед ней, что, если выздоровеет, станет монахом.

Вскоре он почувствовал облегчение и, встав на ноги, верхом через горы отправился на Афон, где оставался до августа 1872 года.

Леонтьев был полон решимости исполнить своё обещание и принять монашество, но афонские духовники посоветовали ему не спешить.

Два следующие года Леонтьев провёл в Константинополе и на острове Халки, занимаясь публицистикой. В 1874 году писатель вернулся в своё имение Кудиново.

В августе этого года Леонтьев едет в Оптину Пустынь, где встречается со старцем о. Амвросием и отдаёт ему письмо от афонских монахов, там же он знакомится с отцом Климентом Зедергольмом.

В ноябре Леонтьев становится послушником Николо-Угрешского монастыря под Москвой. Однако в мае 1875 года возвращается в родное Кудиново.

В 1879 году Леонтьев по приглашению князя Н. Н. Голицына едет в Варшаву, где становится сотрудником газеты «Варшавский дневник» и публикует в ней ряд своих статей на общественно-политические темы.

Но через год писатель расстаётся с газетой и в ноябре 1880 года поступает на службу в Московский Цензурный Комитет, где прослужит в должности цензора шесть лет.

Осенью 1887 года Леонтьев переехал в Оптину Пустынь, где снял у ограды монастыря двухэтажный дом, в который перевёз из своего родового поместья старинную мебель и библиотеку.

В начале 1890 года в гостях у Константина Николаевича побывал Л. Н. Толстой. Два с половиной часа писатели спорили о вере.
В Оптиной Леонтьев написал несколько работ, наиболее значительная из них «Записки отшельника».

23 августа 1891 года в Предтечевом скиту Оптиной пустыни Леонтьев принял тайный постриг с именем Климента. Но по совету старца Амвросия Константина Николаевича покинул Оптину и переехал в Сергиев Посад.

Скончался Леонтьев 12 ноября 1891 года от пневмонии и был похоронен в Гефсиманском саду Троице-Сергиевой Лавры недалеко от храма Черниговской Божией Матери.

Самой большой опасностью для России писатель считал «либеральный космополитизм» с его культом всеобщего благополучия. Наверное, сейчас можно было бы назвать его противником культа потребления. Писатель считал, что на благо нашей стране пойдёт сближение со странами Востока.

Разобраться в религиозных и политических воззрениях мыслителя довольно затруднительно…

Но, думаю, что прочитав хотя бы часть его произведений, мы узнаем больше о жизни, людей живших в XIX веке и, примерив на себя их мысли и поступки, сможем оценить преимущества нашего века и может быть, извлечём что-то полезное из того минувшего века.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.