Оксана Рогальская мечтала творить красоту собственными руками.
Стильная девушка должна иметь стильные украшения. Детали – важны. Украшения бывают разные: от известных брендов до ручных изделий, переданных по наследству или купленных на распродаже. Разнообразны и материалы для колец, сережек, браслетов и бус: золото, серебро, драгоценные камни, бисер и войлок.
Журнал «Милитта» представит читателям необычные украшения из фарфора и металла от Оксаны Рогальской (бренд «Pektorals»). Мастер своего дела расскажет о процессе превращения листа металла и куска фарфора в украшение, о видах своих работ и их особенностях, а также о пользе обучения в Чехии для будущих художников.
Оксане, мечтала ли ты в детстве изготавливать украшения?
С детства желала работать в творчестве, к чему начала стремиться примерно с пятого класса. То, что это будет именно изготовление украшений, не представляла и не мечтала – просто всегда хотелось создавать красоту своими руками.
Занятия созданием украшений начались во время учёбы в Чехии. В процессе обучения воплощала идеи в виде украшений из разных материалов и поняла, что это моё призвание. Хотелось продолжать этим заниматься. Украшения – сфера, где можно бесконечно фантазировать (по крайней мере, для меня), придумывая и сочетая различные формы, цвета, текстуры и материалы.
Вы работаете с металлом и фарфором при создании украшений. Что побудило вас к выбору этих материалов? Где приобретается сырье для изготовления украшений?
Я люблю соединять белый нежный фарфор с темным состаренным металлом в своих изделиях, считая это отличным сочетанием цветов и текстур.
Для украшений я закупаю материалы в Беларуси: фарфор продаётся в художественных магазинах небольшими брикетами, с металлом сложнее — приходится заказывать сразу большой лист, а некоторые виды металла можно отыскать в Ждановичах на «Поле чудес». На подобных разваловках множество материалов для творчества.
В Беларуси трудно отыскать профессиональные инструменты для обработки металла, поэтому их заказывают в России или Европе.
Какие украшения любите создавать чаще всего? Из какого материала предпочитаете работать, и какие виды украшений выполняете — например, серьги или кольца?
Работа с разными металлами: медью, мельхиором, латунью приносит мне наибольшее удовольствие. Люблю экспериментировать с текстурами, сочетая их друг с другом. Интересно работать и с оргстеклом, и, разумеется, с фарфором. Что касается вида украшений, то больше всего меня привлекает создание колье и брошей.
Серьги Мне не очень нравится изготавливать парные предметы, так как это требует повторения одних и тех же действий дважды. Вот почему я не люблю тиражировать свои работы, делать одну и ту же задачу много раз.
Создавать новые украшения куда интереснее и приятнее для меня.
Расскажите о технологии изготовления украшений. Как из кусочка фарфора или металла получается колье или брошь?
Изделие из фарфора создаётся длительный процесс: сначала слепляется пластилиновая модель, затем с неё снимается гипсовая форма, которую дорабатывают. После этого готовят фарфоровый шликер – растворяют сухой фарфор в воде до нужной консистенции и процеживают от комочков.
После готовности формы и фарфоровой массы начинается отлив: наливают фарфоровый шликер в форму и ожидают, пока гипс впитает влагу, периодически доливая шликер. Когда достигается нужная толщина изделия, выливают остатки шликера, а изделие оставляют подсохнуть.
Из формы извлекают полумягкое изделие и обрабатывают его стеками. По окончании высыхания изделие поддаётся обжигу. Обжжённое изделие устанавливается в металлическую оправу.
Работа с металлом проходит быстрее, хотя требует больше физических усилий: вырезаем требуемую форму из листа лобзиком, обрабатываем напильниками и шкуркой, придаём фактуру или покрываем патиной. В самом конце соединяем готовое изделие застёжками, швензами, цепочками.
Как бы вы описали стиль ваших украшений? Кому они предназначены? Какими качествами должен обладать человек, чтобы оценить ваши украшения?
Мои украшения нельзя назвать однотипными по стилю, но сейчас я больше склоняюсь к геометрическому минимализму.
Украшения нравятся людям разных возрастов: от двадцати до шестидесяти лет. Часто слышу восхищение даже от мужчин. Мои изделия покупают в основном смелые креативные люди. Хорошо бы, чтобы таких людей было больше в нашей стране.
В ваших украшениях присутствует какой-то декор: орнаменты, рисунки, комбинации цветов? Имеют ли ваши украшения какую-либо символику или скрытый смысл?
Изделия создаются с использованием разнообразных цветовых гамм, а также комбинаций текстур и фактур разных материалов. Стремлюсь подбирать гармоничные и лаконичные сочетания для целостного вида украшения, которое выступает ненавязчивым акцентом образа.
В своих творениях я не применяю орнаменты. Предпочитаю составлять композиции из металла и оргстекла, стремясь соединить все элементы в единое гармоничное украшение. В моих работах нет какой-либо конкретной символики или скрытого смысла. Это скорее эстетичные предметы, которые могут разнообразить или дополнить определенный образ.
Вдохновение для создания украшений можно черпать из разных источников – это может быть художественный стиль, работы определенного мастера или даже природные явления.
Где купить Ваши изделия? Люди готовы оплачивать ручную работу в наши дни? У Вас есть постоянные покупатели?
Периодически принимаю участие в Модных маркетах Минска и сдаю свои работы магазинам, торгующим изделиями белорусских дизайнеров: «Ў», DODO, «Ручной эксклюзив». Возможно посмотреть все изделия в социальных сетях, заказать понравившийся аксессуар и получить его при личной встрече или по почте.
Готовность людей оплачивать ручной труд растет, что приятно наблюдать. Пока постоянных клиентов нет, но надеюсь на лучшее.
Как проходила подготовка художников в Чехии, где вы изучали? Обучение в этой стране как повлияло на ваше мировоззрение и творчество?
Учёба в Чехии существенно изменила моё видение искусства.
Учись в Чехии я преимущественно создавала концептуальные изделия, что позитивно влияет на мои сегодняшние работы. Образование в Чехии позволило мне мыслить глубже, свободнее и абстрактно.
Советовали бы вы художникам получать образование в Чехии?
Если говорить о художественных школах, то да, Чехия хороша. Но и Беларусь достойна внимания: у нас сильная классическая школа, чешская же в этом плане слабее (по крайней мере, в том учебном заведении, где я училась). Для чехов важна концепция, для наших — исполнение. Но лучше всего, когда изделие сочетает и то, и другое.
Советую всем учиться — это развивает интеллект. Я обучалась в Академии Искусств (Беларусь) и Чешском университете, ни разу не пожалела об этом, ведь везде многому научилась. Рада, что сначала получила академическую базу, а потом уже соединяла её с концептуальными идеями.
Обучившись в Чехии, вернулись ли вы обратно в Беларусь? Если нет, то были ли планы остаться там?
Вначале учебы хотелось остаться в Чехии – все казалось новым и интересным, однако со временем это желание уменьшилось. Жизнь в Чехии имеет как преимущества, так и недостатки.
В какой-то момент недостатков стало больше, и я приняла решение вернуться домой после окончания учёбы. На данный момент занимаюсь любимым делом, уделяя ему большую часть времени и постепенно набирая обороты. Когда слышу благодарные слова и вижу восхищённые взгляды покупателей, то понимаю, что всё это не зря.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.