Венгерка — короткая куртка, отделанная шнурами на груди. Этот предмет одежды постепенно проникал в Россию. И прежде чем русские гусары надели форму, в которой одержали победу в 1812 году над Наполеоном, венгерка прошла путь в Россию, начиная с XV- XVI вв.
Национальная венгерская одежда сформировалась на основе взаимодействия древневенгерского костюма с турецким. Несколько сот лет на территории Венгрии происходили непрерывные военные столкновения Запада и Востока. Турецкий гнёт, многочисленные войны опустошали и разоряли страну. Наряду со старинной венгерской одеждой существовали и другие варианты – средневековый европейский костюм и восточный. Именно восточные элементы в дальнейшем были использованы венграми и вошли в их национальные костюмы.
Элементы кроя, застёжки на груди в виде рядов декоративного шнура с воздушными петлями и кисточками, головные уборы с султанами, меховая отделка – все эти элементы стали обязательной частью национальной одежды венгров. Уже в XV веке эти элементы стали принадлежностью мундира офицера венгерской лёгкой кавалерии. Это и были гусары, которые отражали атаки турецкой конницы.
Затем отличительные особенности венгерского костюма стали распространяться и в Европе. Тем более что значительная часть венгерских воинов, как правило, молодых, искали лучшие средства существования в других странах. При приёме на военную службу принимались во внимание не только слава венгров как воинов, но и их внешний вид, и красочный национальный костюм.
Венгры служили во многих странах. Попав в королевскую стражу Людовика XIV, венгры своим блестящим и живописным видом придавали особую торжественность выходу короля.
Гусарские полки в Русской Армии появились в середине XVIII века, примерно в 1751 – 1760 гг. Их униформа значительно отличалась от униформ других родов кавалерии. Это объясняется её происхождением. В то время многие, состоявшие в гусарских полках, были выходцами из Сербии, Венгрии и славян, выходцев из австрийских владений между Бугом и Днепром.
Именно они и принесли с собой такой вид одежды, близкий национальному венгерскому костюму. Он состоял из следующих основных предметов: доломан, ментик, чакчиры (рейтузы), ботики, кивер, кушак. Ментик был верхней курткой, обшитой мехом по воротнику и бортам, с горизонтальными рядами шнуров на груди.
Портрет сверху — Денис Давыдов
Портрет снизу — Лермонтов
Доломан – тоже куртка, украшенная рядами шнуров и спереди, и сзади, на неё надевался ментик. Ментики в летнее время носили наброшенными на левое плечо, а в зимнее – надетыми в рукава поверх доломанов. Чакчиры, или гусарские рейтузы, были с узором из шнура. Форма понравилась в России своей необычностью и нарядностью. В течение столетия она видоизменялась, но при этом основные черты её сохранялись.
Исходя из происхождения гусарской формы, становится понятно, почему куртки – доломаны и ментики стали называть венгерками. Но одновременно существовала и другая венгерка – штатская. Это был чаще всего синий кафтан, расшитый на груди шнурами. Эта одежда напоминала кафтан допетровских времён. Её любили носить русские помещики.
Популярность гусарской формы и одновременно штатской венгерки продолжалось почти до конца XIX века. Во второй половине XIX века в моду вошёл женский вариант гусарской куртки или венгерки – это был короткий шерстяной жакет с отделкой тесьмой или шнуром.
Сегодня же на подиумах часто появляются интересные модели женской одежды в стиле милитари, а потому можно увидеть элементы венгерки и русской военной формы. Современных дизайнеров вдохновляют национальные костюмы, ведь красота вечна.
Фото сверху — Balmain
Фото снизу — Alessandra Rich
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.