В истории моды безусловно одним из самых роскошных и ярких был… стиль рококо XVIII векаПоследние веяния моды французской аристократии перед Великой Французской революцией, которая кардинально преобразила не только политическую структуру Франции, но и европейскую моду в целом.

Франц Ксавер ВинтерхальтерИмператрица ЕвгенияК середине XIX века во Франции вернулась монархия, а в моде снова стиль рококо – второе рококо, которое также называли стилем выставки 1840-х – 1860-х годов. Стиль барокко в одежде XIX века во многом обязан своей популярностью французской императрице Евгении. Императрица ЕвгенияФранцуженки в середине XIX века восхищались французской королевой Марией-Антуанеттой, ее эпохой и нарядами. В моде стиля второе рококо также повлияли наряды маркизы де Помпадур, одной из самых известных женщин XVIII века.

Франц Ксавер ВинтерхальтерИмператрица Евгения в окружении фрейлин, 1855 годВ стиле второго рококо шил платья первый кутюрье Чарльз Ворт. Именно ему принадлежит звание основателя первого в истории Дома моды. Ему же принадлежит и идея демонстрации нарядов не на манекенах, а на девушках-моделях. Те девушки представляли тот или иной модный образ клиенткам Ворта, и, кроме того, общались с ними, рассказывая о костюме.

Чарльз Ворт
Женская одежда и модные тенденции стиля второе рококо.
Чтобы выйти в свет в середине XIX века, женщинам требовалось надеть нижнее белье: длинную белую рубаху и панталоны, а также чулки. После этого затягивался корсет, так же как и в эпоху рококо XVIII века – тонкая талия была в моде. Материалом для корсета оставался китовый ус. Затем надевался каркас.

Л.Э. ДюбюфПортрет императрицы Евгении, 1854 годВ середине XIX века каркас для юбок был усовершенствован: теперь он состоял из эластичных стальных обручей. С 1859 года такой каркас вошел в моду. До этого женщины носили несколько нижних юбок, иногда до шести штук. Самая первая юбка была длиной до колен и шилась из конского волоса, отсюда и пошло название каркаса – кринолин.

Франц Ксавер ВинтерхальтерЕлизавета Австрийская (Сисси),1865 годИмператрица Евгения была законодательницей моды для Франции, а для Австрии – императрица Сисси. Завершив этот долгий процесс наряжения, женщина смогла надеть платье.

Франц Ксавер ВинтерхальтерРоссийская Императрица Мария Александровна, 1857 годУтренние и обычные платья не имели декольте, но в бальных платьях оно было обязательным элементом. Кроме того, в бальных платьях часто отсутствовали рукава или же рукава у таких платьев были короткими, в отличие от повседневных платьев, которые чаще всего шились с длинными рукавами.

Франц Ксавер ВинтерхальтерИзображение Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной. Платья утреннего туалета имели светлые тона и декорировались кружевом и лентами. Для них предпочитали шелк. Повседневные и вечерние платья шили из парчи, бархата, атласа и шерсти. В 1850-е годы в моду вошли ткани «газ кристалл», которые состояли из нитей двух цветов, сплетенных одновременно.

Франц Ксавер ВинтерхальтерПортрет княгини Л. И. Витгенштейн, 1843 годПлатья в стиле второе рококо середины XIX века отличались яркими и насыщенными цветами: анилиновым розовым, красным, фиолетовым.

Фотография императрицы Евгении и сына Лулы. В середине XIX века в женском гардеробе появилась еще одна модная деталь – казакин. Это приталенный жилет дамы носили как на торжественных мероприятиях, так и во время прогулок.
Мужской костюм середины XIX века
Второй стиль рококо в одежде распространился по всей Европе и добрался до Америки. Платья героини романа «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара отлично демонстрируют женскую моду второго стиля рококо. В мужском костюме этого периода никаких отсылок к стилю XVIII века не наблюдалось.

Портрет Наполеона III с сыномМуж императрицы Евгении, правитель Франции. Мужчины середины XIX века не возродили ношение чулок, пышных брюк-кюлот и бантов на одежде. Парики также не вернулись в моду. Одежда мужчин XIX века продолжала эволюционировать, оставаясь приверженной удобству и простоте, тенденциям, зародившимся после французской революции.

Франц Ксавер ВинтерхальтерПортрет Наполеона III, 1857 годКостюм в данном случае полностью соответствовал образу жизни мужчин девятнадцатого века. В это время значимость имели не аристократы, способные вести праздный образ жизни, а представители буржуазии – торговцы и фабриканты. Данным людям нужна была свобода движений, так как жизнь их была полна деловыми встречами и поездками.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»Мужской костюм середины XIX века состоял из брюк, рубашки, жилета и сюртука. Белые рубашки с отложным или стоячим воротничком носили преимущественно зажиточные люди. Простой народ предпочитал цветные рубашки. С 1860-х годов мужчины также стали носить манишки: деталь одежды, которая пришивалась или пристёгивалась на грудь как к мужской сорочке, так и к женскому платью. Брюки мужского кроя второй половины XIX века имели отделку в виде штрипок – тесьмы, пришитой к нижнему краю штанин и продеваемой под ступню. Штрипки обеспечивали натяжение брючины и препятствовали образованию складок по ширине, что считалось модной тенденцией того времени. В 1860-е годах стали носить брюки без штрипок – более длинные, опускаемые низко на обувь.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»Сюртуки, длинные двубортные пиджаки, обычно приталенные, к 1860-м годам уступают место обычным нам сегодня пиджакам. Брюки, жилеты, сюртуки, а затем и пиджаки изготовляли из плотных шерстяных материалов тёмных оттенков. В мужской моде XIX века появилось новшество – костюм-визитка. Как следует из названия, его носили во время визитов и небольших праздников. В отличие от сюртука, у визитки прямой силуэт, закругленные полы, отрезная талия и однобортная застежка (вертикальный ряд пуговиц).

Кадр из фильма «Унесенные ветром»Таким образом, стиль второго рококо второй половины XVIII века… XIX векаХудожественные детали особенно выгодно подчеркивались в женских нарядах, тогда как мужские костюмы придерживались традиционного классического стиля.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.