История косметики

«Женщина без косметики, что пища без соли»Платон (древнегреческий философ)

История косметики неразрывно связана с историей человечества. На протяжении различных эпох ей придавалось разное значение. Косметика использовалась как в религиозных обрядах, так и для украшения, ее применяли и мужчины, и женщины. В иных случаях она могла быть под запретом.

Само слово «косметика» имеет греческое происхождение. Как и слово «космос», оно переводится как «порядок», подразумевая порядок во вселенной и на лице. В Древней Греции существовали косметы – рабы, которые отвечали за купание граждан в специальных ваннах с ароматическими маслами и осуществляли массаж. Впервые термин «косметика» для обозначения средств декоративной косметики был использован на Международной выставке в Париже в 1867 году. В этот год мыловары и парфюмеры стали демонстрировать свою продукцию в отдельности от фармацевтической.

Косметика в Древнем Египте

Уже в Древнем Египте и Месопотамии применялись косметические средства. Например, губная помада была известна в Месопотамии около 5000 лет назад. Древние египтянки также использовали косметику для окрашивания губ. В Древнем Египте для создания помады использовали смесь из животного жира, пчелиного воска и красного пигмента, либо красную глину. Помада в Древнем Египте обычно имела насыщенные, темные цвета. Помимо помады, египтянки использовали тени для век, подводку для глаз, а также окрашивали ногти и волосы.

Использование подводки для глаз в Древнем Египте было распространено как среди мужчин, так и среди женщин, и не преследовало исключительно декоративную цель. В те времена верили, что такая косметика оберегает глаза от воздействия злых духов, которые могут проникнуть в душу через них. Для создания подводки египтяне использовали краски на основе сурьмы (кохль, который до сих пор применяется в мусульманских странах в качестве подводки – это черный камень, перемолотый в порошок и разведенный обычно касторовым маслом) и сажи.

Для придания векам цвет, использовали смесь тертого малахита, зеленой меди и руды, содержащей сернистый свинец. Кстати, свинец обладал также отпугивающим насекомых свойством. В Древнем Египте румяна изготавливали из растительного сырья и кустарников.

Египтяне использовали масляные ароматные конусы, которые носили не только ради запаха, но и для защиты от насекомых, распространенных в жарком климате Древнего Египта.

В древности египтяне использовали хну для окрашивания ногтей, что подтверждается упоминаниями о Клеопатре, одной из самых известных египетских цариц. Клеопатра была большой поклонницей косметики и даже создала трактат под названием «Лекарства для кожи», посвященный косметическим средствам».

Самые ранние письменные упоминания о косметике относятся к Древнему Египту; папирус Эберта – это первый зафиксированный документ, предлагающий рекомендации по применению косметических средств.

Косметика в Древней Греции

В Древней Греции также была популярна косметика. Упоминания о косметических средствах встречаются в «Одиссее» Гомера и в работах Гиппократа, известного древнегреческого врача, который описывал различные способы, позволяющие женщинам улучшить свою красоту.

Чтобы придать себе привлекательности, греческие женщины использовали косметику: они наносили на губы краску, румянили щеки и осветляли волосы. Для создания туши для ресниц греческие девушки использовали сажу, а помаду изготавливали из кошенили (травяной тли) или с использованием пигментов сурика и киновари, которые, к слову, являются ядовитыми.

Врач Клавдий Гален позднее, во времена Древнего Рима, выскажет замечания о токсичности некоторых косметических средств и, как следствие, о их вреде. Это связано с тем, что киноварь – ртутный минерал, а сурик содержит свинец, который также крайне вреден для здоровья. Несмотря на это, римлянки продолжат использовать помады.

Древний Рим и история косметики

В Древнем Риме, в отличие от Греции, как женщины, так и мужчины использовали косметические средства, прибегая к подкрашиванию губ и румянению щек. Для макияжа глаз римляне применяли уголь, а для создания румянца и подкрашивания губ использовали фукус (морскую водоросль) преимущественно красного цвета. Воск служил средством для депиляции, ячменная мука с маслом – для борьбы с прыщами, а пемза – для отбеливания зубов.

Римляне уделяли большое внимание гигиене тела, посещая бани, и также использовали солярии для принятия солнечных ванн.

В Древнем Китае и Японии существовали собственные традиции ухода за внешностью В Японии женщины осветляли кожу лица, удаляли брови и заменяли их двумя густыми линиями, наносимыми черной тушью или рисунками в форме кругов. Линия роста волос на лбу подводилась тушью, а губы окрашивались яркой помадой зеленого цвета. Замужние женщины также могли покрывать зубы черным лаком.

Мужчины также использовали косметику: они рисовали тонкие узоры на лице, применяли благовония, ухаживали за руками и ногами с помощью паровых ванн.

Подобно женщинам Древнего Японии, представительницы женского пола в Древнем Китае использовали отбеливающие средства для кожи, наносили румяна, удлиняли брови, выращивали длинные ногти и окрашивали их в красный цвет.

Вдохновленный китайской культурой, современный макияж

Средневековье и косметикаВ эпоху Средневековья в Европе ценились бледные лица, не тронутые солнцем, а католическая церковь выступала против использования косметических средств. Приоритет отдавался духовной, а не внешней красоте. Однако женщины все равно использовали косметику для подкрашивания губ и румянения щек. Также в моду вошла высокая линия лба, для которой волосы сбривались на лбу, выщипывались брови и ресницы. Эта тенденция сохранится и в эпоху Возрождения.

ВозрождениеВ эпоху Возрождения для макияжа применялись свинцовые белила, помада и пудра.

В те времена в Италии продавалась пудра, содержащая мышьяк. Приобрести ее было возможно в косметической лавке госпожи Туфании, принадлежавшей роду Тофана. Проницательные покупательницы могли использовать эту пудру не только для макияжа, но и в качестве яда, растворяя ее в воде.

Госпожа Туфания окончила свою жизнь на костре. Однако ее дело продолжила Теофания ди Адамо, также принадлежавшая к роду Тофана. Теофанию считают создательницей яда «аква Тофану», рецепт которого до сих пор остается нераскрытым. Этот яд был лишен вкуса и запаха. При этом он вызывал смерть постепенную, а симптомы отравления легко можно было принять за признаки болезни, например, брюшного тифа. В основном жертвами яда «аква Тофану» становились мужчины – мужья и любовники роковых итальянок. Теофания также была казнена святой инквизицией.

XVII-XVIII векаВ эпоху барокко и рококо (XVII-XVIII века) главным трендсеттером была французская знать. В те времена косметика была широко распространена и использовалась как мужчинами, так и женщинами. Они наносили яркую помаду на губы, румяна на щеки, белили лица – бледность кожи оставалась актуальной, пудрили парики, использовали большое количество разнообразных ароматических веществ и духов. В частности, это делалось для маскировки запаха тела, о чем признавалась испанская королева Изабелла Кастильская, которая, по имеющимся данным, мылась всего дважды за свою жизнь – при рождении и в день свадьбы.

Людовик XIV, французский король XVII века, прозванный «королем-солнцем», принимал водные процедуры лишь изредка и по рекомендации врачей. В те времена представители дворянства ограничивались лишь поверхностным омовением – во дворцах были установлены тазики с водой, в которых они полоскали руки и лицо. Поэтому французская аристократия и дамы эпохи благоухали не ароматами туберозы и лаванды, а совсем иными запахами. На Руси же всегда ценили мытье в русской бане, даже крестьяне.

В период рококо мода на бледные лица усиливается – лица не только покрываются белилами, но еще и голубой краской подводили линии вен. При этом на фоне бледного лица должны были выделяться ярким красным пятном губы и румяные щеки – как у женщин, так и у мужчин. И все это в сочетании с прическами невероятных размеров.

В эпоху правления королевы Елизаветы I в Англии (с 17 ноября 1558 по 24 марта 1603 года) использование косметики не приветствовалось, так как считалось, что оно может негативно сказаться на здоровье. В те времена существовало убеждение, что косметические средства препятствуют естественному испарению влаги с кожи. Неприязнь к косметике сохранялась и в период правления королевы Виктории (В девятнадцатом веке англичанки, стремясь придать своим щекам здоровый румянец перед посещением светских мероприятий, прибегали к болезненным методам, включая щипание и покусывание губ, чтобы добиться более насыщенного цвета.

Косметика в XIX векеВ XIX веке косметические средства станут популярными среди широкого круга женщин, включая не только представительниц высшего общества и состоятельных дам, как это происходило прежде, но и женщин со средним достатком. Косметика останется прерогативой женского пола, а ее оттенки утратят яркость и насыщенность, приобретая более натуральные, природные тона, которые позволят создавать эффект здорового румянца на лице.

Критическое отношение к чрезмерному использованию косметики и эффектному макияжу сохраняется. Яркий и вызывающий макияж до сих пор воспринимается некоторыми как признак легкомысленного поведения, несмотря на то, что мы живем в XXI веке.

ПомадаПроисхождение слова фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum связано со словом «яблоко». Цвет помады, таким образом, отсылает к оттенку спелого яблока.

В 1883 году в Амстердаме впервые была представлена помада в форме карандаша, упакованная в шелковую бумагу. Фирма GUERLAIN первой предложила потребителям помаду в тюбике. В 1915 году в Соединенных Штатах появилась помада в металлической упаковке, обеспечившая значительное удобство в использовании. А в 1949 году, также в США, начали использовать машины для производства помады в металлических, а затем и в пластиковых тюбиках. Помада выпускается в таком формате и сегодня.

Тушь для ресниц впервые была выпущена в XIX веке английским торговцем родом из Франции Юджином Риммелом. А слово «rimmel» и по сей день во многих языках — турецкий, румынский, португальский — обозначает тушь. Тени для век начала выпускать компания Max Factor, первые тени для век от Max Factor были созданы с использованием хны.

Первый тональный крем также был разработан компанией Max Factor в 1936 году.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.