История губной помады от древнейших времён до современной матовой и стойкой помады.

Когда появилась первая помада? Как красили губы в Древнем Египте, и красили ли вообще? Из каких компонентов создаётся помада? Почему именно красный оттенок?

Мэрилин МонроВ этой статье речь пойдет о традициях окрашивания губ женщин по всему миру на протяжении истории, а также о современном виде губной помады.

Помада красит губы, название «помада» взято из латинского слова «pomum», что значит «яблоко».

Путешествие губной помады от Древнего Египта до XX века.

Макияж в древнеегипетском стилеИ поныне пользуется популярностью — акцент на глаза, потрясающие длинные стрелки. Действительно, что может быть прекраснее кошачьих глаз. Но не только черная краска для макияжа глаз была известна в Древнем Египте.

Статуя Рахотепа и НофретДревний ЕгипетДревние египтяне обладали мастерством в строительстве пирамид, медицине и макияже. Помада считалась обязательным элементом женского макияжа в Древнем Египте. Глаза красили с верой, что они – зеркало души, и через глаза злые духи могут проникнуть в тело и завладеть человеком. О религиозном значении помады в Древнем Египте ничего не известно.

Бюст НефертитиПомаду на губы наносили для блеска. Египетские женщины смешивали жир с красной охрой, чтобы получить помаду. Возможно, в жарком климате такая помада служила также защитой для губ.

Охра – натуральный пигмент, который представляет собой гидрат окиси железа с добавлением глины. Желтая охра образована гидратом окиси железа и глиной, а красная – смесью безводной окиси железа с глиной.

ОхраОхра — одна из древнейших красок, применяемая не только в макияже. В первобытном искусстве она использовалась для рисования на стенах пещер.
Древние племена раскрашивали лица, используя охру как краску.
И сегодня некоторые африканские племена перед обрядами или охотой также пользуются о hvor для окрашивания лиц.

Цезарь и КлеопатраКрасили губы женщины в Древней Греции и Древнем Риме. Однако в отличие от египтянок, их макияж не мог быть слишком ярким. Считалось, что женщины-хозяйки, матери и жены должны отличаться скромностью. В Древней Греции яркий макияж, если кому и разрешался, то это… гетерамЖенщинам, присутствовавшим на пирах и в театрах с мужчинами. В Древнем Риме женщин знатного происхождения и императрицы красились ярко, нарушая общепринятые нормы. В качестве краски применяли также охру или, в Древней Греции, пигмент вермильон, полученный из измельченной киноварки.

Киноварь — это сульфид ртути, который служил атрибутом ядовитой косметики времён XVI—XVIII веков.

КиноварьКиноварь — греческое слово, вероятнее всего заимствованное из персидского, означающее «кровь дракона».

Камея, на которой изображена римская императрица Мессалина с наследниками. В Древнем Риме для красной краски применяли красный свинец, красильный мох и сангину. Сангина — это палочки из каолина с оксидами железа, то есть красный мел. Красильный мох — растение из класса лишайников, может окрашивать в красный, фиолетовый и синий цвета. В Древнем Риме окрашивать губы, утверждают некоторые источники, могли и представители мужского пола. В Средние века европейские церкви боролись с косметикой. Вся косметика осуждалась как «краски дьявола». Считалось, что нанесение макияжа означает введение в обман, а ложь – один из смертных грехов. Из-за этого в Средние века лицо совсем не красили (помада и румяна были под запретом), а в те времена появилась… мода сбривать ресницыСоздавать высокую линию лба, удаляя волоски над бровями. По современным представлениям, устрашающий вид.

Ян ван ЭйкПортрет Маргарет Ван Эйк, 1439 годВ шестнадцатом веке, во времена Возрождения, губы дам вновь приобрели ярко-красный оттенок. В моде на макияж и, разумеется, помаду во Франции главенствовала королева Екатерина Медичи, родом из влиятельного флорентийского рода, а в Англии – Елизавета I.

Портрет Екатерины МедичиС шестнадцатого века и далее, в семнадцатом и восемнадцатом, в Европе яркая алая помада и розовые румяна применялись для контраста с белой кожей, покрытой белилами.

Елизавета IТрадиционный японский макияж гейш тоже подчёркивает белизну кожи красной помадой.

Японская картина Красавица с веером, 1927 годВ XVI–XVIII веках для изготовления помады применяли окись железа, токсичный сульфид ртути (вермильон) и кошениль.

Кошениль — это яркая краска красноватого оттенка, получаемая из полужесткокрылых насекомых.

Кошениль

В XVII—XVIII веках мужчины и мальчики также пользовались губной помадой.

В XVII и XVIII веках в Европе макияж использовали не только женщины, но и мужчины. Как и дамы, кавалеры применяли белила, румяна и красили губы. Красили губы и детям. В то время не было особой моды и одежды для детей. Дети носили то же самое, что и взрослые, просто меньшего размера. Девочкам корсеты начинали надевать в возрасте 10-12 лет. Мужская и детская помада отличалась от женской цветом – она была менее яркой.

Портрет Анжелики де ФонтанжФаворитка французского короля Людовика XIVХудожник Анри Пигайем

Портрет мадам де ПомпадурФаворитка французского короля Людовика XVХудожник Франсуа БушеXIX век – время скромности. Французская роскошь балов и дворцов закончилась революцией. Моду все больше диктует Англия, с XVIII века более скромная в нарядах и макияже. Буржуазия, новый влиятельный слой общества XIX века, люди, зарабатывающие деньги, иначе относились к роскоши. Считали, что к деньгам следует относиться экономно и пускать их в дело, а не на краски.

Портрет английской королевы Виктории с дочерью, 1845 год. В XIX веке английская королева Виктория считали макияж вульгарностью. Появилось представление, что яркая красная помада и вообще макияж допустимы лишь для актрис и певиц. А вот пристойным дамам это не полагалось. Чтобы сделать губы ярче юным девушкам оставалось лишь покусывать их. С конца XVIII по начало XIX века выходит много медицинских работ о вредности косметики, изготовляемой из ртути и свинца в период между XVI и XVIII веками.

Губная помада красного цвета

Цвет жизни, цвет крови – красный. Обожаю красный».Коко Шанель

Сегодня можно приобрести помаду самых разнообразных оттенков: от красного до розового, оранжевого и даже чёрного. На протяжении веков популярным цветом помады оставался ярко-красный.

Коко ШанельКрасный, черный и белый – три основных цвета в истории взаимодействия красок с человеком. Именно красный, черный и белый стали первыми цветами, которые использовали первобытные люди как для живописи на стенах пещер, так и для раскрашивания лица. Американские индейцы красили охрой не только лица, но и тела, за что европейцы прозвали их краснокожими.

Пещера Альтамира, ИспанияРисунок первобытных людейКрасный цвет обладает многогранным значением. С одной стороны – это цвет жизни: цвет нашей крови, «жизненного сока», и цвет солнца. Зачастую красный выступал обозначением красоты. красная девицаКрасный — традиционный цвет свадебных нарядов для женщин разных культур. В России девушки выходили замуж в красных сарафанах.
В то же время красный ассоциируется с опасностью и беспокойством.

Софи ЛоренФизические характеристики красного цвета тоже примечательны. Из всех цветовых оттенков, видимых человеку, красный имеет самую длинную волну. В результате это порождает более мощный подсознательный отклик – красный цвет всегда бросается в глаза. Красные губы и щеки – признак здоровья и юности. По народному выражению, кровь с молоком.

Красная губная помада — эмблема женской борьбы за свои права.

В начале XX века губная помада оставалась символом актрис, певиц, иногда даже ассоциировалась с женщинами лёгкого поведения. В первой четверти XX века помада, а также макияж в целом, приобрели статус неизменных атрибутов феминисток, которые в те годы отстаивали равные права с мужчинами.

Сцена из кинофильма «Большие гонки». Главная персонаж фильма — журналистка и сторонница феминизма. В 1912 году на марше в Нью-Йорке за право голоса каждая участница вышла с ярко-красной губной помадой.

Сцена из кинокартины «Большие гонки» 1965 года выпуска. В 1915 году вышла первая практичная помада – в круглом футляре с рычажками по бокам. Ранее помада существовала как краска, наносимая кисточкой. К 1920-м годам девушки с короткими стрижками, ведя активный образ жизни, не мыслили свой облик без красной помады.

Короткая стрижка по моде 1920-хВесь XX век: в 30-х, 50-х, 60-х и 70-х годов помада оставалась модным предметом, доступным практически каждой женщине. Даже во время войны 1940-х годов производство и продажа помады продолжались. В США под руководством Элизабет Арден, основательницы бренда Elizabeth Arden, в годы войны была создана красная помада, совпадающая с цветом униформы корпуса женского резерва морской пехоты.

Мэрилин МонроТолько в 1990-е годы блеск для губ временно вытеснил помаду. Блеск для губ, однако, является разновидностью помады. Первый блеск для губ появился ещё в 1932 году. К началу XXI века мода на помаду вернулась. Что входит в состав современных помад? Основные составляющие помады:1. Воск – он придает ей форму2. Пигменты – они предают цвет3. Отдушки – они делают приятным запах4. Растительные масла – основа помады ХХ в.5.Силаненные масла придают губной помаде устойчивость, что и является основой помад XXI века. 6.К ним добавляют различные вещества, например, витамины, перламутр, ланолин, делающий губы более эластичными. Всё указанное выше употребляем в пищу. В прямом смысле этого слова. губную помаду потребляют не только женщины, но и мужчины – во время поцелуев.

Французские учёные сообщают, что мужчины употребляют до трёх килограммов губной помады в жизни, а женщины — до восьми килограммов.

В двадцатом веке для изготовления помады использовали растительное масло, например, касторовое, воск и пигменты, придающие ей цвет. Помада со временем приобретала горький запах из-за порчи растительного масла. Если у вас остались старые помады из семидесятых или восьмидесятых годов, попробуйте их понюхать — вы почувствуете запах испорченного растительного масла.

Элизабет ТейлорВначале для изготовления помад применялся кармин, также известный как кошениль – краска из карминовой кислоты, выделяемой самками насекомых-кошенили. Сейчас чаще всего используются синтетические пигменты.

Популярная в 1920-1930-е годы помадаВ состав помады также входят ароматизаторы – смеси синтетических и полусинтетических компонентов, предназначенные для придания ей приятного аромата.

В 1990-е годы в производстве помад произошел переворот. Долгое время производители стремились сделать помады стойкими, но лишь к концу XX века это удалось. В 1990-х годах начали создавать помады из воска, пигментов и силиконового масла. Первой такую помаду выпустила компания Revlon. Она же первой предложила сочетание помады и лака по цвету. Но такой продукт имел недостатки – это была лишь матовая помада, которая сушила губы, так как силиконовое масло после нанесения моментально испарялось.

В 2000 году компания Max Factor пыталась создать стойкую помаду. Выпустили двухстороннюю помаду: сначала наносился слой с испаряющимся силиконовым маслом, затем – глянцевое покрытие с неиспаряющимся силиконом. Но согласитесь, двухсторонняя помада, которую нужно наносить в правильном порядке слой за слоем, — это что-то очень сложное.

Силиконовые масла — это жидкие полимеры, образованные кремнием и органическими группами.

Японские химики разработали способ объединения летучих и нелетучих силиконовых масел в одной помаде. Это позволило создать стойкий продукт, который при этом не сушит губы. Результатом стала эмульсия силиконовых масел – смесь несводимых жидкостей. Теперь в такую помаду можно добавлять помимо пигмента, воска и отдушки, а также дополнительные вещества: витамин Е или растительные масла, которые увлажняют губы.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.