Бархат — царская ткань, которой покровительствует царь. Бархат являлся символом богатства, наследственности, почитания. Название произошло от немецкого слова «Barchent». Жители Апеннинского полуострова первыми оценили красоту бархата, затем французская знать, далее англичане и русские.
Бархат — это материал с мягким, пушистым ворсом на лицевой стороне. Основа может быть шелковая, хлопковая или шерстяная.
Ворсовую нить вытягивают при прядении с помощью металлических прутков, формируя на лицевой стороне петельки, которые затем либо разрезают, либо оставляют неразрезанными. В первом случае бархат называется разрезным, а во втором – неразрезным или петельчатым.

Некоторые историки считают изобретателями бархата китайцев, другие – ткачей Древней Индии. Независимо от этого, бархат добрался до Европы из Востока в XII веке. Вывозили византийский и арабский бархат, но спрос на него был огромным: мягкая, нежная и красиво драпирующаяся ткань быстро понравилась. За неё готовы были платить большие деньги; бархат оценивался наряду с редкими ювелирными украшениями.
В 1247 году в ВенецииМестные мастера создали необычайно красивый бархат на шелковой основе с золотой нитью.
Его изготовление было трудоёмким и требовало дорогих красителей. Венецианский бархат стал самой престижной тканью. После этого роскошную ткань стали производить ткачи Генуи, Флоренции и Милана.
В XIV веке итальянские мастера производили бархат различных оттенков. Бархат пользовался огромной популярностью, и в период поздней готики и Ренессанса появились узорные виды бархата. Рисунки часто разрабатывали известные художники. В эпоху барокко появился многоцветный бархат.

Праздничные одежды королевских особ, придворной знати, высших церковных иерархов шили из бархата. Эти наряды украшались золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями. Самые состоятельные могли себе позволить плащи, пояса, попоны для коней из бархата с геральдическими символами. Вся светская знать стремилась подчеркнуть своё достоинство и высокое положение хотя бы шапкой, сшитой из бархата.
В семьях берегли бархатные одеяния и передавали их потомкам. В завещаниях бархат часто упоминался после недвижимости, до драгоценностей и денег. Самые состоятельные и высокопоставленные не только носили одежду из бархата, но и обивали мебель им, а также драпировали стены шатров, погребальных повозок и даже военных палат.
Производство бархата расширялось во Франции, но спрос на него не снижался. Бархатные наряды стоили дорого, тщеславные люди разорялись, покупая дорогую одежду. Самые богатые запасы бархатных тканей находились в Италии.


Венецианцы считали пурпурный цвет самым престижным для знатных особ. В знак почитания к высокими гостям, приезжающим в город, дарили им роскошные наряды из пурпурного бархата. «Никогда и нигде не было такого разнообразия тканей, как в Венеции XVI века». В дни больших праздников залы дворцов, церкви, гондолы, фасады домов и площади были украшены бархатом, парчой, коврами редкой красоты.
Карлу VIII, Людовику XII, Франциску I и Генриху II не хватало бархата, вытканного в Туре и Лионе. Его везли из Италии, где вели опустошительные войны, разрушающие местных производителей и купцов драгоценных тканей. Чёрный бархат считался цветом французских королей.
Почитание бархата было настолько сильным, что многие обеспеченные семьи во Франции стали разоряться. В 1543 году король Франциск I запретил дворянам носить бархат. Через четыре года новый король Генрих II отменил этот указ с условием, что бархатные одежды придворная знать может носить только на официальных церемониях. Затем появились правила о ношении бархата для других сословий, некоторым из которых разрешалось носить наряды лишь с отделочными элементами из бархата. Только члены королевской семьи имели право носить бархатные одежды по своему желанию и на любое мероприятие.
Смена королей через некоторое время привела к возрождению прежней ситуации: придворные ради тщеславия тратились на бархатные одежды.
В конце XV – XVI веков большая часть бархата, «мохнатого шёлка», в Европе находилась у Венеции и Франции. Бархат Средневековья был слишком плотным и тяжёлым; в таких нарядах передвигаться было нелегко, разве что величественно и с достоинством.
Во второй половине XVIII века благодаря новым технологиям ткачества появился тонкий и недорогой бархат. Благодаря этому простой люд начал шить из него жилеты и панталоны, сюртуки, платья, шляпки и туфли. Появилось также красивое украшение – чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее для того чтобы подчеркнуть красоту и белизну кожи.
На портретах известных художников, где запечатлены короли и аристократы, те одеты в роскошные бархатные одежды.

Ж. Фуке. Портрет Карла VII, 1444.

Тициан. Портрет Дожа Андрея Григги.
Император Наполеон Бонапарт изъявил желание быть запечатленным в красном бархатном одеянии на фоне бархатной драпировки. Текстильная промышленность Франции при Наполеоне стала основой благосостояния страны. Наполеон старался подчеркнуть превосходство французских ткачей над итальянскими.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, «Наполеон на императорском троне», 1806.
Бархат стал столь же неотъемлемой частью истории человеческих желаний, как и любовь к драгоценным камням и металлам.
Двадцатый век со своей свободой и демократией казалось бы должен был отвернуться от королевской ткани, воплощающей аристократизм. Но нет, новые технологии сделали бархат ещё более роскошным и доступным, а способы его использования помогли смириться тем, кто «за свободу и демократию». Он до сих пор является любимым материалом кутюрье. В 1938 году публика могла бы удивиться – знаменитая Мадемуазель изменила своим принципам, и создала костюм из бархата. После Шанель последовали другие знаменитые кутюрье. Скиапарелли, БальменРоша, Фат, Диор, Живанши, Унгаро, Вествуд, Готье, Ив Сен-Лоран с его бархатным дамским смокингом и много других.

Бархат приносит ощущение счастья и тепла, продолжает свое триумфальное шествие по подиуму, подобно столетиям назад.








Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.