Елизавета I – историческая фигура и одновременно образец стиля. Предлагаю разобраться, что такое образец стиля. Образец стиля – известный человек с ярко выраженным индивидуальным стилем, примером для подражания и музой для дизайнеров. Это человек, который задает моду, радикально меняет мировоззрение через выражение своего индивидуального стиля. Предлагаю обратиться к историческим фактам перед восшествием Елизаветы на престол, чтобы полнотаценно постичь её характер.
Королева Елизавета I – биография
Елизавета I (1533—1603), также известная как Добрая королева Бесс или Королева-дева, была королевой Англии и Ирландии с 17 ноября 1558 года. Она являлась последней из династии Тюдоров, дочерью английского короля Генриха VIII от брака с Анной Болейн. Время правления Елизаветы называют «золотым веком Англии» благодаря расцвету культуры и повышению статуса Англии на мировой арене. К выдающимся деятелям эпохи «Елизаветинцев» относятся Шекспир, Марлоу и Бэкон. Елизавета перевернула ход истории и правила страной более чем на полвека. Королевство получило разобщённое, раздробленное религиозными разноглазиями государство, а ей удалось превратить его в могущественную державу. Если говорить о стиле, об одежде, то королева полностью отвергнула «Испанский костюм», характерный для того времени. Елизавета появилась на свет 7 сентября 1533 года в королевском дворце Гринвича. Генрих VIII, король, сочетавшийся браком с матерью Елизаветы Анной Болейн из-за сильной любви к ней, надеялся на рождения сыновей. Рождение Елизаветы вызвало мало радости — в королевской семье уже была дочь, принцесса Мария. Через два года и восемь месяцев после появления на свет Елизавета потеряла мать, Анну Болейн, казненную по обвинению в государственной измене. Анна так и не подарила Генриху наследника мужского пола, а по версии суда, неоднократно изменяла супругу. Доказательства «многократных измен» были явно подделаны. Елизавету и Марию признали внебрачными дочерьми, но это не повлияло на их жизнь в роскоши. После этого Король Генрих VIII несколько раз женился, так его жена Джейн Сеймур родила Генриху сына Эдуарда. После смерти Джейн Сеймур Генрих снова женился трижды. Разошлись с Анной Клевской, а Кэтрин Говард казнили за измену. Вынесение приговора молодой мачехи ошеломило девятилетнюю Елизавету сильнее смерти матери. В итоге король Генрих VIII женился шесть раз. В девять лет у будущей королевы Елизаветы появилось стойкое предубеждение против брака, как утверждают некоторые специалисты. Ее биография полна тайн. Все знают, что до конца жизни она осталась незамужней и передала трон сыну своей главной соперницы Марии Стюарт, но всё по порядку.
Генрих VIII признал дочерей, дав им надежду на благополучное будущее, хотя бы не на английскую корону. После смерти короля правление перешло сыну Эдуарду (брату Елизаветы), но ему было всего десять лет. Власть перешла к его дяде, которого вскоре казнили. Юного Эдуарда, страдавшего болезнями, убедили передать трон леди Джейн Грей, королеве девяти дней. В шестнадцать лет Эдуард VI умер, после заговоров лорда-протектора Дадли на трон взошла Джейн Грей. Мария, сестра Елизаветы, быстро подавила это восстание и в возрасте тридцати семи лет стала королевой. Мария активно вела политику возвращения Англии в лоно Католической Церкви. Большинство населения Англии оставались католиками, но небольшая часть дворян – протестантами. Правление Марии было кратким и суровым. В начале ноября 1558 года королева Мария осознала близость смерти. Совет настоял на официальном назначении наследницей сестры, но королева возражала: она понимала, что Елизавета вернёт в Англию ненавистный Марии протестантизм. Под давлением Мария приняла требование советников, зная, что иначе страна может погрузиться в хаос гражданской войны. Королева умерла 17 ноября 1558 года, став известной как Мария Кровавая (или Кровавая Мэри). Елизавета, узнав о смерти сестры, ответила: «Господь так решил. Чудны дела Его в наших глазах». В возрасте двадцати пяти лет Елизавета вступила на престол. Для XVI века, когда многие не доживали до пятидесяти, такой возраст считался достаточно солидным. Рассмотрим ее стиль правления и годы правления, так как оба аспекта были взаимосвязаны.
Как формировался стиль королевы Елизаветы I
Правление Елизаветы I совпало с эпохой Позднего Возрождения. Королева устроила пышную церемонию коронования, так как понимала, что ей досталась страна в непростой ситуации, а также имелись споры о её праве на престол. 25-летняя Елизавета выбрала для коронации красное бархатное платье с богатыми драгоценными камнями. Ее внешность говорила о возрасте значительно моложе реального. В начале ей надели корону Тюдоров — принадлежащую ее отцу Генриху VIII. Она постоянно пыталась сползти. Затем надели специально изготовленную корону для правительницы. Елизавета заявила фразу, которую тогда многие не воспринимали всерьез: «В угоду славе Божьей, блага государства я приму твердое решение хранить обет целомудрия. Обратите внимание на мой государственный перстень — им я уже обручилась с супругом, которому буду верна до гроба (…). Мой супруг — Англия, дети — мои подданные (…). Хочу, чтобы на моей гробнице написали: «Жила и умерла королевой и девственницей»». Елизавета действовала осмотрительно, обложила себя верными подданными, однако страна с нетерпением ожидала, кто же станет мужем Елизаветы. От этого зависело будущее страны и дальнейший политический курс. Брак с европейцем втянул бы Англию в междоусобные распри континента, а брак с англичанином поставил бы ее перед необходимостью выбора фракции. Англия страдала от противостояния протестантов и католиков, и любой неверный шаг мог повлечь за собой войну. Окончательный выбор Елизаветы воздержаться от брака трансформировался из прихоти в мудрый политический шаг. Королева действовала по своему усмотрению. Без брака и наследников она оставила свой след в истории как «Королева-девственница».
Платья и другие наряды королевы
Наряд Елизаветы был выполнен по испанскому образцу, но от него остались только внешние черты: воротник-раф, жесткий лиф-корсет. Особенности юбки, форма каркаса-фарзингейла, все пропорции были придуманы самостоятельно. Фарзингейлы — плоские каркасы с широкой частью, не имеющие передней части, что позволяло опускать мыс лифа до самой нижней точки. Излишки ткани юбки складывались в поперечные складки и закреплялись мысом лифа, расположение их фиксировалось специальными прокладками, пришитыми к чехлу. Фарзингейл искажал настоящие пропорции человеческого тела, создавая неестественный и непропорциональный силуэт. Цвета и оттенки в костюмах всегда были очень яркими и насыщенными. В эпоху Позднего Возрождения дамы стремились к белоснежному цвету лица любыми средствами. Ядовитые свинцовые белила повреждали кожу, но оставались популярными. В Европе появился более дорогой способ – рисовая пудра, которая выбеливала без вреда для кожи. Образ завершали легкий румянец и капля красной помады. Елизавета знаменита до сих пор благодаря огромному количеству своих одежд – в ее гардеробе насчитывалось свыше трех тысяч платьев – а также тому, что каждое из них являлось образцом ювелирного, текстильного и портновского искусства. Царица стремилась придать особый вид своим нарядам и никогда не носила платья повторно, независимо от его стоимости. По моему мнению, платья были похожи на конструкторы с взаимозаменяемыми частями. Украшенные драгоценными камнями, лучшими дорогим кружевом и вышитыми золотом и шелком нитями, эти наряды показывали всем – соотечественникам и иностранцам – королевскую власть и силу. Изображения на костюмах часто отражали сюжеты о военных походах или мирных соглашениях. Королеве нравились розы в рисунках, что можно воспринимать как отказ от брака и мужчин. Жизнь во дворе выражалась в почитании земной богини и восхищении ею. Платья Елизаветы пышностью и необычными пропорциями подчеркивали это, отличаясь от испанских королевских нарядов. Единственной законодательницей моды в стране считалась сама правительница. Так, на одном из официальных мероприятий в Оксфорде она появилась в удлиненных до локтя перчатках, которые сразу же стали популярны по всей Англии. При ее правлении женщины начали показывать шею, длина платья значительно укоротилась. Разрешалось носить распущенные волосы, а высокий лоб и белая кожа стали главными показателями женской красоты. Распространено мнение, что именно Елизавета установила моду на высокие воротники, покрывавшие плечи и маскировавшие недостатки. На всех её портретах изображена в закрытой одежде с множеством украшений на шее. Говорили, что монарх была довольно замкнутой. В завещании она просила не осматривать её тело после смерти. Во времена правления Елизаветы прославился британский философ и историк Фрэнсис Бэкон, а также Уильям Шекспир, автор великих произведений. Именно при ней началось развитие театра. Портреты королевы демонстрируют богатство и могущество ее страны, выраженные в одежде правительницы. Ее красотой любую современную европейскую королеву можно было сравнить с бедненькой сироточкой, а даже богатый мужчина, ослепительный своими драгоценностями, почувствовал бы себя ущербным рядом с ней. Ее достижения в правлении бесспорны и выдающиеся, но эта статья посвящена ей как иконе стиля. Эксперты утверждают, что к концу жизни Елизавета осталась совсем без зубов и почти облысела. Кожа была в плохом состоянии. В её келью незаметно вошел молодой поклонник, напоминавший юношу современности. Увидев Елизавету без паричка и макияжа, парень перепугался и скрылся. Младшего мужчину ожидал каторжный срок.
Стиль королевы и современная мода
Стиль Елизаветы I пользуется популярностью у современных творцов. Дома моды Александр МакКуин, Дольче и Габанна, Балленсиага и Вивьен Вествуд черпают вдохновение в стиле эпохи Елизаветы.
Королева Елизавета I в кино
Киноиндустрия не раз воссоздавала фильмы:Фильм «Две королевы». Образы Елизаветы I в исполнении Марго Робби наиболее точно воссозданы. Для торжественных костюмов Александра Бирн изучала портреты английской королевы. В двух образах можно увидеть воротник-раф, знаменитый атрибут костюма того периода. Этот воротник подчеркивал белизну лица. С появлением цветного крахмала раф стали подкрашивать в тон костюма. Александра Бирн применяла разомкнутый раф, ставший модным благодаря Елизавете I. Такой крой открывал шею и грудь. Королева любила рафы и даже издала указ о максимальной высоте воротника. Интересно, что Александра Бирн уже разрабатывала костюмы для Елизаветы I в фильмах «Золотой век» и «Елизавета». Фильм 1998 года «Елизавета» с Кейт Бланшетт был номинирован на Оскар в семи категориях, одна из них — «Лучшие костюмы». На этот раз Бирн решила не придерживаться исторической точности, но английская мода второй половины XVI века все же заметна. Давайте узнаем, какие образы наиболее точно отражают историю, а в каких случаях Александра Бирн продемонстрировала новый взгляд. В кинематографе существует множество экранизаций, посвященных жизни королевы Елизаветы. Вот небольшой список:
- Бетт Дэвис, Королева-девственница, 1955
- Пленда Джексон сыграла Елизавету II в фильме «Королева Английская», вышедшем в 1971 году.
- Джуди Денч, Влюбленный Шекспир, 1998
- Хелен Миррен, Елизавета I, 2005
- Энн-Мари Дафф, Королева-девственница, 2005
- Джоэли Ричардсон и её мать Ванесса Редгрейв исполнили роли Елизаветы в разные периоды жизни.
- Рэйчел Скарстен, Царство, 2013-2017
Во многих фильмах героини берут за основу и преувеличивают стиль Королевы Елизаветы. Например, в «Алисе в стране чудес» Хелена Бонем Картер предстает Красной королевой. В «Белоснежке: Месть гномов» Джулия Робертс играет злую Клементиану, мачеху Белоснежки, и так далее. В интерпретациях королевы Елизаветы свои образы демонстрируют многочисленные знаменитости, певицы и модели – например, Леди Гага, Мадонна. Журнал Vogue устраивает фотосъёмки в стиле монархии, где главная героиня — королева Елизавета I. Как историческая личность, она остается эталоном стиля и источником вдохновения для дизайнеров и стилистов до сегодняшнего дня.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.