Григ и его удивительная музыка

Григ и его удивительная музыка

«Почему не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано, я извлёк — о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырёх звуков. И наконец, с помощью уже обеих рук — о ликованье! — пятизвучие, нонаккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет».
(Эдвард Григ)

Моё восприятие Грига – романтика в хорошем смысле этого слова и светлая грусть

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене.

Интересен тот факт, что Берген считается самым дождливым городом в мире, дождь там идёт 300 дней в году и поэтому жители города не расстаются с зонтиками и дождевиками.

Но Берген во времена Грига кроме дождей славился своей богатой культурной жизнью и национальными художественными традициями.

В Бергене начинали свою театральную деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон; в этом городе родился и долго жил Уле Буль.

Григ родился в обеспеченной семье. Его прадед по отцовской линии, перебравшийся в Берген из Шотландии около 1770 года, какое-то время исполнял в Бергене обязанности британского вице-консула. Дед Джон Григ, так же был вице-консулом и, играл в бергенском оркестре. Женился он на дочери Нильса Хаслунна главного дирижёра этого оркестра.

Отец композитора, Александр Григ, был вице-консулом уже в третьем поколении.

Мать Эдварда Гесина Григ, девичья фамилия — Хагеруп, была талантливой пианисткой, играла на фортепиано, а вокалу она училась в Арфелоне у Альберта Метфесселя, выступала не только в Бергене, но и в Лондоне, исполняя сочинения Моцарта, Фредерика Шопена и некоторых других авторов.

Именно мать привила Эдварду любовь к музыке, которой с детства обучала своих сыновей и дочерей.

Профессиональное музыкальное образование получил и старший брат Эдварда Джон, который окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова.

Эдвард впервые сел за фортепиано в четыре года, а а в двенадцать лет Григ написал своё первое произведение для фортепиано.

Когда Эдварду было 15 лет, в гости к его родителям пришёл знаменитый в то время норвежский скрипач Уле Булл, которого называли «норвежским Паганини». Услышав исполнение первых произведений Эдварда, Булл впал в задумчивость, А по завершению игры юного композитора, скрипач побеседовал с родителями мальчика, и уговорил их отправить сына в Лейпциг, в консерваторию, основанную Мендельсоном в 1843 году, чтобы мальчик получил хорошее музыкальное образование.

Эдвард успешно сдал вступительные экзамены в консерваторию и в 1858 году приступил к обучению.

Григ был требователен и к себе и к преподавателям. Так он мог обратиться к руководству консерватории и попросить заменить ему преподавателя.

Видя талант и прилежание Грига, руководство пошло ему навстречу и из класса Луи Плайди его перевели в класс Эрнста Фердинанда Венцеля. Наставниками Эдварда были К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории.

В консерватории Григ расширил музыкальный кругозор, близко познакомился с европейской культурой, овладел профессиональной техникой..

Эдвард не только учился, но и посещал множество концертов, в частности концертный зал «Гевандхауз», где исполнялась музыка Моцарта, Вагнера, Шумана, Бетховена и других композиторов.

Лейпцигскую консерваторию Эдвард Григ окончил в 1862 году с отличными оценками и хвалебными рекомендациями.

После консерватории Григ ненадолго вернулся в родной город. Но на этот раз его пребывание в Бергене было коротким.

В 1863 году Григ поселился в Копенгагене, который в то время был центром музыкальной жизни всей Скандинавии и продолжил совершенствовать своё композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде.

В Копенгагене в 1863 году Григ написал «Поэтические картинки» — шесть пьес для фортепиано, выпущенные как опус 3. В этих пьесах Григ начал воплощать свою мечту о возрождении национальной скандинавской культуры. В 1864 году в Копенгагене Григ вместе со своим другом композитором Р. Нурдроком создал музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было желание познакомить общественность с творчеством молодых скандинавских композиторов.

В это время музыкант писал и выпускал различные музыкальные произведения. В Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном и написал романсы на несколько его стихов.

В Копенгагене Григ встретил и свою двоюродную сестру по матери Нину Хагеруп, с которой они вместе росли в Бергене. Но в возрасте восьми лет девушка переехала с родителями в Копенгаген, повзрослев она, благодаря своему прекрасному голосу, классическому, мелодичному сопрано, стала певицей.

Её голос очаровал композитора. На Рождество 1864 года Григ сделал Нине предложение. Но родственники были возмущены их будущим союзом и не приняли его. Молодые в 1866 году переехали в Осло. А в 1867 году они всё-таки поженились.

Их брак кроме всего прочего был ещё и творческим союзом.

Нина исполняла песни и пьесы на музыку Грига.

Чтобы обеспечить себя материально супруги путешествовали по Европе, давая концерты. Оба они много трудились. Время от времени Григ дирижировал, давал уроки игры на фортепьяно.

В 1868 году Григ создал фортепианный концерт, который стали называть гимном Норвегии.

В 1868 году у супругов родилась дочь. Назвали девочку в честь отца Эдварда Александрой. Но, к сожалению, она умерла в годовалом возрасте от менингита. Оба супруга тяжело переживали потерю ребёнка, эта утрата легла тенью на всю их последующую жизнь.

Григ и Нина продолжили концертную деятельность, но особого успеха не было, и Григ столкнулся с депрессией.

В 1870 году в Риме Григ встретился с Листом.

До этого Лист, принявший сан аббата, жил в Риме, но лично Грига он не знал. В конце 1868 года, он услышал его Первую скрипичную сонату и был поражён и восхищён её свежестью, новизной. После чего послал Григу восторженное письмо.
Это письмо сыграло огромную роль в жизни Грига, оказав ему вовремя моральную поддержку и вернув веру в себя.

И вот, наконец, состоялась их личная встреча.

Лист высоко оценил недавно законченный фортепианный концерт Грига, сказав ему: «Продолжайте в том же духе, это я вам говорю. У вас есть для этого данные, и не давайте себя запугать!»

Это напутствие великого и благородного Листа было настоящим бальзамом для души композитора и вернуло Григу веру в себя.

Григ принял эти слова, как благословение.

В 1872 году композитора избрали членом Шведской музыкальной академии.

В 1874 году правительством Норвегии Григу была назначена пожизненная государственная стипендия, которая позволила композитору сократить концертную и педагогическую деятельность в Осло и чаще выезжать в Европу.

Григ, который был почитателем поэтических произведений Генрика Ибсена, в особенности его «Пера Гюнта», получил от норвежского поэта предложение о сотрудничестве. В результате была написана музыка к драме «Пер Гюнт», одна из самых известных увертюр написанных Григом. Она пользовалась популярностью во многих городах Европы, а в Норвегии она исполнялась и на эстрадных концертах и на домашних.

Произведения Грига печатали в одном из самых солидных немецких издательств.

В 1889 году Григ стал членом Французской академии изящных искусств, в 1893 году — почётным доктором Кембриджского университета, а в 1906 году — Оксфордского.

Наступившее материальное благополучие позволило композитору отказаться от концертной деятельности и вернуться в Берген. В его окрестностях на вилле «Трольхауген» — «Холм троллей», где композитор поселился в 1880 году, а с 1885 года жил постоянно, Григ посвятил себя творчеству.

Живя в деревенской глуши, композитор общался с простыми людьми – крестьянами, лесорубами, рыбаками. Любил он гулять в горах.

В письмах друзьям Григ вдохновенно описывает первозданную природу Норвегии, в том числе и горы.

В уединении в «Трольхаугена» были созданы две оркестровые сюиты «Пер Гюнт», струнный Квартет соль минор, сюита «Из времен Хольберга», новые тетради «Лирических пьес», романсы и вокальные циклы.

Григ руководил концертами бергенского музыкального общества «Гармония», первый фестиваль норвежской музыки был организован в 1898 году.

Григ был заядлым рыбаком, вместе с друзьями он часто выезжал на природу. Среди друзей Грига, любителей рыбалки, был и знаменитый дирижёр Франц Байер.

Но, к сожалению, от сырого климата родного Бергена у Грига обострился плеврит, который впервые появился у него ещё в консерватории.

Теперь же он грозил перерасти в туберкулёз.

Примерно в это же время у Грига появились разногласия с женой. В 1883 году она ушла. Целых три месяца композитор жил один, а потом прислушавшись к совету своего друга музыковеда Франца Бейера, помирился с женой и согласился уехать из Бергена.

В январе 1888 года в Лейпциге Григ познакомился с русским композитором Петром Ильичом Чайковским, и они почти сразу же подружились. Пётр Ильич объяснял эту глубокую приязнь -«несомненным внутренним родством двух музыкальных натур». Он писал Григу — «Я горжусь, что заслужил Вашу дружбу».

Чайковский был искренне восхищён своеобразным стилем Грига, свежестью и уникальностью его музыки.

Он так писал об этом: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца».

Григу Чайковский посвятил увертюру «Гамлет».

В 1893 году оба композитора одновременно были удостоены почётных званий докторов Кембриджского университета.

Завершением творческого пути Грига стали созданные им в 1906 году Четыре псалма на старинные норвежские мелодии для баритона и смешанного хора a cappella.

В своём музыкальном творении композитор слил воедино прекрасную природу родной Норвегии, её духовность, фольклор, прошлое и настоящее.

Сам Григ писал об этом так: «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня — нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!»

В последние годы жизни Григ опубликовал лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». В них композитор выразил своё творческое кредо.

После того, как супруги соединились и покинули Берген, они снова стали гастролировать, но, увы, здоровье композитора становилось всё хуже.

Объехав почти все Европейские столицы, Григ собирался дать очередной концерт в Лондоне. Приближалась осень. Ожидая корабль, они с Ниной остановились в Бергене в маленьком отеле. И в это время у Грига случился новый приступ и вместо корабля он попал в больницу.

4 сентября 1907 года Григ скончался от туберкулёза в своём родном Бергене.

Его смерть была настоящим шоком для норвежцев. По всей стране был объявлен национальный траур.

По завещанию Грига прах его был похоронен на берегу в скале над фьордом, недалеко от его виллы. Там же потом была похоронена и его жена Нина Хагеруп.

Позднее там был основан мемориальный дом-музей Грига.

Григ большое внимание уделял песням и романсам. При жизни композитора было опубликовано более 600 произведений и около двадцати посмертно. Вокальные сочинения Грига были написаны на слова норвежских, датских, иногда немецких поэтов.

Нет сомнения в том, что «Лирические пьесы» и романсы Грига стали вершинами музыки второй половины XIX века.

В наше время творчество Эдварда Грига высоко ценится не только в Норвегии, но и далеко за её пределами, став достоянием мировой культуры.

«В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик… Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном! Если прибавить ко всем этим редким качествам полнейшую простоту, чуждую всякой изысканности и претензий… то неудивительно, что Грига все любят, что он везде популярен!..».
(Пётр Ильич Чайковский).


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.