Грегори Кольбер – фотограф, который создал выставку «Пепел и снег». Кто-то восхищается его работами и видит в них глубокий философский смысл, кто-то считает, что он просто хочет снискать популярность благодаря очередному обращению к теме природы.
Начало жизненного пути
В 1960 году в Торонто в Канаде на свет появился маленький мальчик. Он рос, учился и ничем особенным не отличался от своих сверстников. Учителя не видели в нем талантов, да и он сам не сохранил о них добрых воспоминаний. Он считал их не лучшими учителями и много читал. Большую часть своего времени он проводил в школьной библиотеке. Он читал о путешествиях и мечтал о дальних странах. Как бы там ни было, школу он закончил с посредственным аттестатом.
Поиски себя
Затем он несколько лет пробовал себя в различных профессиях, которые не были связаны с творчеством. Потом в нем проснулось желание уехать на малоизвестный остров и стать писателем.
Но в 1983 году он приехал в Париж, занялся созданием документальных лент, показывающих проблемы нынешнего общества. В середине 1980-х появился его фильм «На грани: хроника СПИДа», который номинировали на премию АСЕ.
Мир фотографий
Тогда же Грегори Кольбер заинтересовался искусством фотографии. В 1991 году открылась его выставка. Она была в швейцарском музее Elysee и называлась «Волны времени». Представленные работы не привлекли к себе большого внимания. Говорят, что в последующем Грегори уничтожил многие из них.
Но нельзя сказать, что все было зря. На него обратили внимание богатые коллекционеры, которые стали оказывать ему материальную поддержку.
Исчезновение
И вдруг Грегори Кольбер пропал. Он ничего не публиковал, не выставлялся, не демонстрировал свои фильмы. С 1992 по 2002 год его не было видно и слышно.
Он 10 лет занимался сложным и интересным проектом.
Он побывал в Индии, Шри-Ланке, Бирме, Эфиопии, Египте, Намибии, Кении, Доминикане и других экзотических странах. Он хотел понять связь между людьми и животными «изнутри», найти и показать взаимопонимание, которое может царить между этими двумя мирами.
Рассказывать журналистам о своем проекте он не любил и часто отвечал что-то вроде «лучше спросите у слонов». Его экспедиции остались тайной и загадкой. Неизвестно, сколько именно поездок он совершил. В различных источниках их цифра варьируется в пределах 30-70.
Кто финансировал фотографа?
О том, кто помогал ему финансово, Грегори Кольбер также предпочитал не распространяться. Он сказал, что его поддерживали частные лица из разных стран, большая часть которых нашла его самостоятельно.
Никаких гарантий будущего успеха фотограф им дать не мог, но они не скупились. Кстати, фотограф даже не имел четкого графика съемок. Его проект был основан на непредсказуемости. Выпадали настоящие дни чудес, а порой долго ничего не удавалось. Но он считал, что с этим надо смириться.
Если пробовать ускорить процесс, придется вмешаться в распорядок животного мира, но при этом нарушится гармония, которую фотограф ставил на первое место. Он дал животным все решать. Грегори не стал ставить четких временных рамок. Он был готов потратить сколько нужно лет – 5, 10, 15. Он считал, что его занятие вне времени.
Задача была не из легких: учитывать нужно было природные ритмы не менее чем 130 видов, среди которых были киты, гепарды, рыси, антилопы, орангутанги, слоны. Последние были для фотографа особенными. Когда Грегори был маленьким, его часто высмеивали за торчащие уши и дразнили «слоном».
Участвовали в съемках и люди – бирманские монахи, представили различных племен.
Возвращение с «Пеплом и снегом»
В 2002 году в Венеции состоялось открытие его выставки «Пепел и снег». Это была самая крупная европейская экспозиция, создателем которой был один человек.
В 2005 году «Пепел и снег» показали в Нью-Йорке в Кочующем музее, который создали, чтобы возить выставку по миру. Это здание, которое легко собирается, разбирается и транспортируется. Грегори считает обычные галереи «типовыми» и неподходящими по духу. В следующем году выставка отправилась в Санта-Монику, еще через год – в Токио. В 2008 году она добралась до Мехико. Мечта Кольбера – объехать с ней все страны.
На выставках показывают более 50 фотографий размером 3,5х2,5 м. Секреты создания своих работ Грегори Кольбер решил не рассказывать, но подчеркнул, что не допускал цифровой обработки.
Еще посетителям показывают один полнометражный шестидесятиминутный фильм и две короткометражки.
Отзывы о выставке
Фотограф заслужил много похвал и посетителей, и критиков. Французский еженедельник «L’Express» назвал его метеоритом, ворвавшимся в мир искусства. В статье Алана Райдинга, опубликованной в New York Times, отмечается, что сила этих фотографий не во внешней красоте, а в духе, заложенном в них. Они ведут в мир, где время не властно над тишиной и выдержкой.
Сам Грегори с особым чувством говорит о 88-летней женщине, рассказавшей, как она счастлива дожить до этого момента, когда она оказалась на лучшей выставке из всех, что она видела.
Прозвучала и критика. Создатель книги «Фотография как есть» А.И. Лапин считает, что творчество Грегори Кольбера не показывает реальность, это просто глянец. Критик удивляется тому, как тигры не съели мальчиков, которые сидят рядом. Точно неизвестно, как фотограф и его команда добились таких эффектов.
Но обязательно ли искусству правдиво отражать реальность? Сюрреалистичность происходящего на этих фотографиях – отражение внутреннего мира их автора.
Фонд летающих слонов
Фотограф открыл «Фонд летающих слонов», который поддерживает тех, чья творческая или научная деятельность помогает делу защиты природы.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.