Граффити: от древности до наших дней

Граффити: от древности до наших дней

Термином «граффити» обозначают любые изображения, нанесенные на различные поверхности, даже на стены или заборы.

В наше время граффити рассматривают как одно из направлений искусства.

Метки истории

Пожалуй, первыми граффити можно назвать древнейшие наскальные рисунки, которые находят в разных местах. Часто подобные изображения имеют культовый смысл. Так, недавно на стенах гигантского индуистского храмового комплекса Ангкор-Ват в Камбодже, выстроенного в начале XII столетия, обнаружили следы красного и черного пигмента, в которых ученые распознали более 200 изображений божеств, зданий, кораблей и различных животных. Не исключено, что они были оставлены в XV в., когда святилище переживало период заброшенности.

На стенах египетских пирамид были найдены граффити, оставленные отнюдь не строителями этих великих сооружений, а… солдатами Наполеона, решившими увековечить свое присутствие рядом с этими древними стенами.

На одной из колонн храма Посейдона на Мысе Сунион в греческой Аттике сохранился «автограф», оставленный знаменитым поэтом Джорджем Байроном. В США самым известным примером граффити считается Расписной камень на Орегонской тропе, являющийся национальным межевым знаком. В Берлине можно увидеть ряд граффити, оставленных советскими солдатами в 1945 г. на стенах Рейхстага…

От тегов до рекламы

Современная эпоха граффити, по мнению экспертов, отсчитывает свое начало с 20-х гг. прошлого столетия, когда вошел в обиход обычай помечать рисунками и надписями курсирующие по США товарные вагоны. Многие граффити были связаны с распространением политических идей. Также с их помощью «метили» свою территорию различные неформальные группировки. Широко использовали граффити фанаты музыкальных исполнителей и групп.

В конце 1960-х гг. обрели популярность так называемые теги. Авторами их были нью-йоркские «райтеры» Lord, Cornbread, Cool Earl и Topcat 126. Именно эти слова-прозвища они оставляли повсюду. Благодаря им граффити впервые стали считать культурным явлением. «Творчеству» известного райтера по прозвищу TAKI 183 в 1971 г. даже посвятили целую статью в «Нью-Йорк Таймс». Под тегом TAKI 183 скрывался подросток по имени Деметриус. «Таки» являлось сокращенным от «Деметраки», а под 183-м номером значилась улица, на которой жил райтер. Она находилась в районе Вашингтон Хайтс на Манхэттене. Таки подрабатывал курьером и разъезжал по всему городу, повсюду оставляя свои «следы». Вскоре у него появилось множество последователей. Райтеры чаще всего оставляли теги не на улицах, где их могла поймать полиция, а в метро или железнодорожных депо, где риска было меньше. Они проводили между собой негласные соревнования – кто «отметится» максимальное количество раз…

В 1972 г. Хуго Мартинес создал организацию United Graffiti Artists («Объединение граффити-художников»). Ее участники стремились к тому, чтобы заинтересовать своим искусством широкую публику. Например, они рисовали популярные образы героев из мультфильмов. Команда The Fabulous Five («Невероятная пятерка») искусно расписывала вагоны.

Однако в 80-е гг. в большинстве городов начались активные кампании по борьбе с вандализмом. По мнению властей, граффити подпадали именно под эту категорию. Рисунки и теги счищали со стен, закрашивали, разрисованные вагоны отправляли на металлолом…

В начале 2000-х граффити во многом удалось легализовать. В 2001 г. корпорация IBM использовала в своей рекламной кампании граффитистов, аэрозольной краской рисующих на тротуарах Чикаго и Сан-Франциско изображения символа мира, сердца и пингвина (последний является талисманом Linux). Это означало «Мир, любовь и Linux». Тем не менее, акция не была согласована с властями, и IBM пришлось выплатить штраф в 120 тыс. долларов.

Некоторым граффитистам удалось сделать самую настоящую карьеру. Например, французская группировка 123Klan, основанная в 1989 г. уличными художниками Scien и Klor, со временем занялась разработкой дизайна и логотипов для компаний Nike, Adidas, Lamborghini, Coca-Cola, Sony и др.
Вандализм или искусство?

Отношение к феномену граффити всегда было неоднозначным. С одной стороны, даже искусствоведы признают, что это явление обладает художественной ценностью, с другой – периодически вспыхивают кампании по борьбе с уличным искусством… Так, в 1992 г. во Франции команда местных скаутов завоевала Шнобелевскую премию по археологии за то, что, борясь с «незаконными граффити», повредила два доисторических наскальных рисунка, оставленных в пещере Мэйри неподалеку от деревни Брюникель.

Еще в 1984 г. в Филадельфии была создана организация под названием Philadelphia Anti-Graffiti Network, в задачи которой входила борьба с граффити, носящими криминальный характер. Однако в ее рамках действовала «Программа по настенной живописи» (Mural Arts Program), предусматривавшая в местах, обычно популярных у уличных художников, создание больших сложных настенных рисунков, которые охранялись городскими властями и за порчу которых налагались штрафы. В других городах были выделены специальные зоны, где граффитистам разрешено рисовать. Обычно это парковки и подземные тоннели. Например, на территории университета Сиднея существует «Туннель граффити». Там разрешается не только рисовать, но и вывешивать рекламные объявления и плакаты, а также любым способом выражать себя.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.