Чепуха, чушь, вздор, пустяки, галиматья… Все эти термины обозначают одно и то же.
Правда, последний пришел к нам из французского языка. Языковеды до сих пор спорят о происхождении слова «галиматья». Выяснилось, что оно имеет самое прямое отношение… к петухам!
Студент, врач или адвокат?
Иные исследователи убеждены, что в русском литературном языке это слово «укрепилось» как жаргонизм парижских студентов, кои образовали его путем слияния латинского «галус» — «петух» — и греческого «матье» — «знание». Следовательно, первоначальное значение — «знание петуха».
Есть и еще более занятное объяснение. Жил, мол, в Париже врач, и обладал он даром смешить своих больных, что нередко являлось для них средством к исцелению. Посетит доктор пациента, «расхохочет» его и уезжает, не оставив ни клочка бумажки-рецепта. А он и не нужен: больной пошел на выздоровление и, обрадованный, стал рассказывать знакомым причину своего облегчения. Имя этого врача, Галли Матье, таким образом получило широкую известность. Модного оригинального целителя стали рвать нарасхват. Тем более что от его шуток хохотали уже не только больные, но и здоровые. Однако от такой перегрузки врач стал изрядно уставать и в конце концов придумал новый способ лечения. Вместо посещений пациентов отныне он рассылал последним печатные листки, на которых вверху вместо заголовка стояло его собственное имя, а под ним красовались разнообразные остроты, каламбуры и анекдоты. Благо у французов недостатка в них не наблюдалось издавна. Так, мол, и родился обычай называть всякий словесный вздор именем этого веселого доктора…
Имеется и еще одно толкование, заменяющее пресловутого врача на адвоката. Был, мол, опять же среди французов некий служитель Фемиды, в своих защитных речах выступавший скороговоркой, да к тому же отличающийся рассеянностью.
Судопроизводство по тем временам велось на латинском языке. Защищая какого-то Матьяса, у которого украли петуха, адвокат и самого клиента назвал петухом… Так и получилось словосочетание «петух Матьяс», которое впоследствии превратилось в «галиматью».
Кстати, французы признали петуха национальным символом. Но, как ни странно, и в русском фольклоре немало «петушиных» шуток и анекдотов. Взять хотя бы поговорки про «курочку, несущую золотые яйца» или про «жареного петуха, клюнувшего в задницу». Или шуточное стихотворение: «Гром гремит, земля трясется, поп на курице несется». Или вот это: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный», возникшее в первые годы советской власти, когда каждый мог попасть в лапы ЧК…
О петушиной пользе
Никто не станет спорить, что курица – птица полезная. И с помощью куриного бульона издавна ставили на ноги больных. И все-таки на первое место следует поставить именно петухов – голосистых красавцев и продолжателей куриного рода. Даже на шутливый вопрос, кто первым появился, яйцо или курица, можно ответить со всей определенностью – петушок! У цыпленка мужского пола больше силенок, чем у курочки, чтобы пробить, проклюнуть скорлупу.
Нельзя обойти молчанием и услугу, которую сельские петухи оказывают человеку, играя роль естественного «будильника» и голося на рассвете. Правда, и тут не обходится без курьезов. Так, рассказывают, что в одной деревне петухи вдруг начали дружно кукарекать ровно в шесть утра. Ученые заинтересовались таким явлением. Долго и скрупулезно изучали петушиный норов и повадки. Выяснилось, что петухи приспособились к благам цивилизации и вторили первым сигналам московского радио…
А еще петух может предупреждать человека о грозящей тому опасности. Не случайно сам Пушкин избрал петуха героем одной из своих сказок:
«Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой».
«Кукарекающий» музей
Единственный в России и, вероятно, во всем мире художественный музей Петуха был открыт накануне нового тысячелетия — разумеется, в городе Петушки… Основателем его стал президент международной ассоциации «Искусство народов мира», художник и журналист Н.И.Корнилов.
Музей выполнен в виде небольшого сказочного городка. Здесь свои улицы, переулки, площади. «Обитателями» городка являются экспонаты на петушино-куриную тему. Только здесь можно увидеть столько запечатленных на полотнах художников разнокалиберных петухов: среди них петух-бунтарь, петух-огонь, петух-хвастун, петух-драчун, петух-певец, петух-многоженец, петух-красавец… Мастера декоративно-прикладного искусства постарались на совесть, выполнив главного героя из дерева, стекла, хрусталя, глины, металла, ракушек, бисера, разноцветных ниток, лоскутков…
Не забыты и изделия знаменитых народных промыслов: в музее радуют глаз нежная сине-белая Гжель, золотая Хохлома, радостный Городец, узоры вологодских кружев, ярко разукрашенные свистульки. И со всех сторон на посетителей смотрят петушки, петухи, а то и «петушища». Есть и такие, что залетели сюда из разных стран.
Как тут не вспомнить классику? «Я думал, что увижу знаменитые манильские петушиные бои…» (Гончаров. «Фрегат “Паллада”»). «Разве дуэли возможны? — А почему невозможны? Мужчины все петухи. Вот бы и дрались» (Достоевский. «Игрок»). «Чертопханов перестал петушиться и фыркать…» (Тургенев. «Записки охотника»)…
Интересно, что почти у всех музейных петухов разинутые клювы. И это вдохновляет посетителей. Детишки, попав сюда, невольно начинают кукарекать, а взрослые еле сдерживаются, чтобы не последовать их примеру. Равнодушным к экспозиции не остается никто.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.