Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Возможно, испанский художник и скульптор Сальвадор Дали не стал бы так знаменит, если бы его не вдохновляла муза – собственная жена Гала, русская по происхождению.
Гала и Элюар
Настоящее имя Галы было вовсе не Галина, как можно было бы подумать, а Елена. Елена Дьяконова родилась 7 сентября 1894 года по новому стилю в Казани. Ее отец, скромный чиновник Иван Дьяконов, рано умер. Мать, Антонина, вторично вышла замуж за адвоката Димитрия Ильича Гомберга. В 1905 году семья переехала в Москву, где девочка ходила в один класс гимназии Брюхоненко с Асей Цветаевой, сестрой будущей поэтессы Марины Цветаевой. Они дружили, Леночка часто бывала у Цветаевых в гостях. Именно благодаря сестрам Цветаевым Елена попала в богемные круги.
В 1912 году у Елены обнаружили туберкулез. Ее отправили на лечение в швейцарский санаторий, где девушка познакомилась с французским поэтом Эженом Гренделем. Именно она придумала ему звучный псевдоним – Поль Элюар, под которым он и вошел в историю литературы.
Из Швейцарии они отправились вместе в Париж. Елена к тому времени уже представлялась как Гала (с ударением на первом слоге, так звала ее мать). Но именно Элюар стал называть ее Гала с ударением на последний слог. В переводе с французского это слово означает «празднество, торжество».
В 1917 году пара поженилась. Элюар посвящал жене пылкие и восторженные стихи, у них родилась дочь Сесиль. Но Гала не собиралась хранить мужу верность. Она завела роман с немецким художником и скульптором Максом Эрнстом. Поль знал об этом, и некоторое время Макс даже жил в доме Элюаров в Валь-д’Уазе.
Встреча с Дали
В июле 1929 года Поль и Гала приехали в небольшой рыбацкий поселок Кадакес в Каталонии, чтобы навестить молодого художника Сальвадора Дали, с которым Поль был знаком.
Дали, тогда был еще далеко не известным, проживал в доме своего отца. Там же жила его младшая сестра Анна-Мария. Ходили слухи, что у брата с сестрой совсем не родственные отношения… Впрочем, чего только не говорят о творческих людях!
До появления четы Элюаров Сальвадор пребывал в глубокой депрессии. Он находился в творческом тупике, современники не проявляли к нему особого интереса, до профессионального признания было далеко… Но, увидев Галу, художник вдруг истерически расхохотался – такое впечатление произвела на него эта женщина. Внешность ее была далеко не идеальна: «лошадиной» формы лицо, маленькие, близко посаженные глаза, слишком большой нос… Да и фигура была небезупречной. К тому же Гала была почти на десять лет старше Дали. Его реакция на нее, впрочем, нисколько не смутила женщину. Она заявила: «Не волнуйтесь, юноша, мы больше не расстанемся».
Действительно, несмотря на некрасивость, в Гале было нечто удивительно притягательное, какая-то магия… Она напоминала ведьму и, кстати, некогда даже называла себя гадалкой и медиумом.
Они втроем вернулись в Париж. По прибытии туда Гала сразу же ушла от Поля. Они с Сальвадором уехали в Ситгез близ Барселоны, где открылась первая персональная выставка Дали.
«Демонесса гения»
Гала привыкла к отношениям с состоятельными мужчинами, но Дали был беден. Тем не менее эта женщина стойко переносила все невзгоды. В 1932 году они официально зарегистрировали брак. Гала стала для мужа не только возлюбленной и музой, но и заботливой нянькой, и критиком. И не прогадала. Сальвадор получил профессиональное признание, стал богат и знаменит. Во многом благодаря жене, которая активно занималась его финансовыми делами. Правда, в окружении художника Галу не слишком любили. Ее считали алчной хищницей и даже прозвали «Гала-Чума».
Отношение самого Дали к Гале было тоже неоднозначным. Возлюбленная порой казалась ему слишком агрессивной. «Она явилась, чтобы разрушить и уничтожить мою твердость, – писал он в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» (1941), – и меня начало охватывать совершенно несправедливое отношение к ней: она мешала мне работать, исподтишка внедрялась в мой мозг, она лишала меня моей личности».
Тем не менее, Дали не уставал запечатлевать жену в полотнах и скульптурах. Она стала второй женской моделью для художника, помимо его сестры Анны-Марии. «Демонесса моего гения», — так он иногда ее называл.
В довершение всего, похоже, Гала страдала нимфоманией. Она не могла довольствоваться одним мужчиной. Со временем она стала изменять и Сальвадору. Его отец называл сноху за глаза не иначе, как «русская шлюха-наркоманка».
Смерть на супружеском ложе
В 60-х годах уже пожилая Гала начала заводить себе молодых поклонников, которых она, как правило, содержала. Дали все терпел и даже утверждал, что безумства жены его вдохновляют. «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется», — говорил он. Однако с годами брак наскучил Гале. Она покинула их дом в Порт-Лигате и переехала в замок в Пуболе, ранее подаренный художником жене, где устраивала оргии с молодыми возлюбленными. Сальвадору изредка позволялось ее там навещать.
Гала умерла 10 июня 1982 года, в возрасте почти 88 лет. К тому времени она сломала шейку бедра и после клиники вернулась в Порт-Лигате. Смерть застигла ее на двуспальной кровати, где когда-то спали супруги.
Дали усадил умершую жену на заднее сиденье своего «Кадиллака» и отвез в Пуболе, где захоронил в семейном склепе. Он пережил Галу на семь лет и скончался, будучи парализованным и почти безумным.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.