В глубинах земли рождается величественная архитектура кристаллов, существующая по вечным законам геометрии. Кристаллы проходят суровые испытания перед тем, как появиться в благородном облике, поражающем чудесным изяществом форм, игрой света и волшебной силой, притягивающей взгляд и желание обладать ими. Ведь никто не сомневается, что владелец драгоценного камня обладает и его силой. Сила алмаза проявляется в его твердости. Это качество отражено в самом названии камня, которое происходит от греческого «adama» – «несокрушимый». Или же от персидского слова «elma» – «твердейший». В любом случае, высокая твердость алмаза известна всем народам с давних времен.
В первом веке нашей эры его считали самым желанным земным достоянием, но в то же время среди драгоценных камней алмаз не всегда занимал первое место. Алмаз, которого называли «неукротимым или несокрушимым», получил своё название из-за необычайной прочности. Тем не менее, алмаз применяли нечасто. украшенияхВ Древнем Риме его помещали в оправу без огранки, поскольку тогда отсутствовало умение обработать столь крепкий камень. Твердость камня послужила причиной того, что богатая история этого прекрасного творения природы началась достаточно поздно – не ранее XIV века. Огранка же направлена на максимальное раскрытие красоты камня. Достижение совершенства в огранке способно существенно повлиять на цену камня.
Ювелиры прошлых веков могли лишь полировать естественные грани кристаллов, трудя один алмаз о другом. И existed более совершенный способ – шлифовка камня вращающимся диском с алмазным порошком на поверхности. Такие украшения сейчас можно увидеть только в музеях.
Виды огранки алмазов в бриллианты
Помимо неумения победить прочность алмаза, в некоторых странах, таких как Индия, действовал запрет на изменение октаэдрической формы кристаллов. Лишь в 1375 году ювелиры Нюрнберга начали изготовлять камни «с площадкой», срезая вершину кристалла. По внешнему виду такие камни напоминали усеченную пирамидку. Это был первый шаг к огранке «непобедимого».
Дальше подошли к обработке: сначала нижней части, потом боковин кристалла. Вроде мелочи в огранке. А эти шаги раскрыли ювелирам, ну и всем нам, — что такое… красота алмазаКристаллическая структура этого камня такова, что попадающий на него свет создает интересную игру лучей.
Выяснилось, что ограненные алмазы отражают свет лучше естественных кристаллов. Из-за этого «непобедимый» и «неукротимый» алмаз получил ещё одно название – «сверкающий». На поверхности кристалла появились новые грани – фасеты. Придворный ювелир бургундского герцога фламанец Лодевиг ван Беркем осмелился донести красоту алмаза в более широком масштабе. В 1465 году он придал алмазу форму удлиненной капли. Бледно-желтый бриллиант Санси также имеет форму капли, или груши.
В XVI векеИтальянские ювелиры Джиакомо Тагликарне и Джованни Карниоле научились гранить алмазы в форме розы. Эта огранка до сих пор используется, превращая алмазы в бриллианты. В ней отсутствует площадка наверху и спиленная нижняя часть, грани расположены симметрично. «Розы» бывают различных исполнений, в зависимости от числа и формы фасет различают «голландские», «антвепенские» и другие разновидности. Алмазы совершенствовались веками, демонстрируя свою красоту всему миру, пленяя необычными формами и изумительным блеском. Дальнейшему развитию огранки способствовал итальянец – кардинал Мазарини – тот самый, чью славу увековечил на страницах своих романов Александр Дюма. В отличие от мушкетеров он был исторической и важной фигурой. Влияние его распространялось не только на огранку алмазов, но и на политику, а способности проявлялись во многих областях. При его поддержке была основана Королевская академия живописи и скульптуры, роскошные бриллианты принадлежали ему, в том числе знаменитый Санси. Алмазы, ограненные «по способу Мазарини», сверкали своими 34 плоскостями-фасетами, многие из которых после его смерти по завещанию достались «Королю Солнцу».
В конце XVII векаИтальянский ювелир Виченцо Перуцци создал огранку из 57 граней: 33 на верхней стороне и 24 на нижней. Ограненный кристалл принял округлую форму. Такую огранку позднее назвали бриллиантовой. Именно она открыла необычайные сверкающие свойства камня. Свет, проходя через плоскость алмаза, отражается от внутренних граней противоположных сторон и выходит наружу. Такой поток создаёт эффект вспышек света, который делает бриллиант таким знаменитым. Основой игры цвета на гранях алмаза является дисперсия света, то есть его разложение. Алмаз, как прозрачная призма, разделяет белый свет на цветные лучи. Именно это свойство алмаза восхищает и привлекает взгляды, очаровывает и волнует, вызывая бурю эмоций.
В ХХ векеПоявились более сложные огранки алмаза: «королевская» с 86 гранями, «магн» — с 102 фасетами, «принцесса» — с 146 фасетами. Не ограничившись этим, появились огранки с количеством фасет, утратившим счет. Такое многообразие удивляет и восхищает, но дает ли большее количество граней и максимальную игру света? Об этом задумался молодой математик Марсель Толковский. Родившийся в семье ювелиров, он с детства наблюдал бриллиантовые всполохи. К двадцати годам Марсель основательно изучил оптику и проанализировал ход лучей бриллианта. Было установлено, что для полного отражения луча от второй грани угол наклона ее к горизонтальной плоскости не должен превышать 43°43′. В таком случае наблюдается максимальное отражение света. Камни с рассчитанными пропорциями и углами называют бриллиантами Толковского. Кристаллы алмазовБриллианты встречаются разного размера и формы, поэтому огранку иногда невозможно выполнить по Толковскому. Ювелиры принимают во внимание естественную форму камня, из-за чего появляются разные виды огранки. Независимо от выбранной огранки в алмазе никто не сомневается в его волшебной силе.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.