Занятия в кружках и секциях могут дать маленькому человеку очень много: это дополнительное общение, новые друзья, навыки и умения, которые он никогда не получит в школе или дома, это способ раскрыть свои таланты и возможности. С другой стороны, они же могут стать причиной очень больших проблем, в первую очередь психологического характера. Как этого избежать?
Прежде всего, необходимо иметь четкое представление о личности тренера и его методах достижения результата. Сколько известно случаев издевательств и унижений детей со стороны «уважаемых» педагогов (речь не идет о вполне допустимых методах воспитания, часто применяющихся в спортивных секциях, когда вся группа отжимается или делает другие упражнения в виде наказания за проступок одного человека). Задача родителей – четко отслеживать состояние ребенка и держать ситуацию под контролем. Здоровье и моральное благополучие прежде всего. Любые достижения ничего не стоят, если при этом страдает ваш малыш.
Второй очень важный вопрос, о котором многие родители даже не задумываются, – чрезмерная загруженность ребенка. Современная жизнь предъявляет к человеку очень высокие требования. В своем стремлении вырастить из сына или дочери конкурентоспособного человека родители нередко переходят все разумные границы: иностранный язык, музыкальная школа, бассейн, теннис или борьба, и это не считая школы и домашних заданий. «Пусть лучше делом занимается, чем бездельничает», — считают мамы и папы и превращают жизнь ребенка в гонку на выживание, а потом удивляются, откуда взялись депрессия или постоянные конфликты.
«Я столько для тебя сделал(а), а ты, неблагодарный(ая)!» А за что он должен вас благодарить? За отсутствие детства? За невозможность погулять с друзьями, спокойно почитать любимую книжку, уютно свернувшись на диване? Дети — тоже люди! Они имеют право на маленькие слабости, на возможность иногда просто побездельничать. Вспомните свое детство. Да, время сейчас другое. Детей действительно страшно отпускать на улицу, но на то вы и родители, чтобы сделать жизнь вашего ребенка безопасной. При хорошем воспитании и положительном примере в семье ребенок никогда не свяжется с плохой компанией и не пойдет пить водку в подъезде, а правильно воспитанная девочка не сядет в чужую машину покататься.
В подтверждение справедливости своих слов приведу выдержки из письма Министерства образования РФ от 22.02.99 №220/11-120 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» (это относится и к детям более старшего возраста).
«По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры: на 1998 год в начальной школе здоровы 11–12% детей, в основной — 8%, в средней — 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза — психоневрологических отклонений, в 3 раза – патологий органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением».
Теперь представьте, что на этом фоне ребенок еще испытывает постоянный прессинг со стороны родителей и все свободное время проводит в перебежках между различными секциями и кружками…
Существуют разработанные специалистами санитарно-гигиенической службы нормы, которые помогут вам определить адекватность нагрузки на своего ребенка.
Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса в соответствии с СП 2.4.2.782-99
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка, ч | |
при 6-ти дневной неделе | при 5-ти дневной неделе | |
1 | 22 | 20 |
2-4 | 25 | 22 |
5 | 31 | 28 |
6 | 32 | 29 |
7 | 34 | 31 |
8-9 | 35 | 32 |
10-11 | 36 | 33 |
При этом (обращаю на это ваше внимание) «часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки обучающихся» (выдержка из того же письма Минобразования РФ). Для примера: если ребенок учится по пятидневной неделе и каждый день у него 6 уроков, допустимо наличие 1 часа индивидуальных или групповых занятий, связанных с интеллектуальной деятельностью, в течение недели и в пределах трех часов в субботу.
Рекомендуемая продолжительность занятий в кружках и секциях для младших школьников составляет от 1 часа 30 минут до 2 часов; для средних и старших школьников — от 1 часа 30 минут до 3 часов. Все эти нормативы рассчитаны на здоровых детей, при наличии проблем со здоровьем необходима их коррекция в сторону уменьшения.
В одной из своих статей я уже писала и повторюсь вновь: главная цель родителей – счастье детей. Образование в школе, воспитание дома и развитие способностей малыша в различных кружках и секциях должны служить только ей.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.