Надежда Петровна Ламанова – волшебница, мастерски создающая платья, одна из лучших русских художников-модельеров. За её работой можно часами наблюдать и любоваться, как под меткими ударами ножниц, прикосновениями утюга и б?гом нитки рождался шедевр портновского искусства.
Надежда Петровна Ламанова появилась на свет 14 декабря 1861 года в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец её, Петр Михайлович Ламанов, происходил из дворян. В момент рождения Наденьки семья не располагала прошлым величием и богатством: род Ламановых был обедневшим, на грани разорения. Двадцатилетняя Надежда решает самостоятельно зарабатывать. После окончания местной гимназии отправляется в Москву.
После двухлетних занятий в школе кройки О. Суворовой Надежда Ламанова начинает работать закройщицей в мастерской Войткевичей. Успех приходит сразу. Профессия заинтересовала Надежду, и в 1885 году она открывает в Москве свое дело и школу прикладного искусства. Через два-три года мастерская получает известность среди художников, режиссеров и актеров.
Ламанова любила свою профессию и посвящала ей все свободное время. Несмотря на то, что у Надежды Петровны уже было своё ателье и успешная школа, она продолжала учиться искусству дизайна одежды.
Она изучает модные коллекции именитых парижских дизайнеров, читает книги о истории, искусстве и культуре разных народов.
В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр, где пригодились полученные знания, особенно о национальном костюме. В 1902-1903 годах Н. П. Ламанова участвовала в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. В то время её мастерская располагалась на Большой Дмитровке в Москве.
В феврале 1903 года в Петербурге прошел большой костюмированный бал, получивший название «Русский». Все участники бала, включая царскую семью, были одеты в русские национальные одежды. Над созданием этих нарядов работала и известная Ламанова.
Надежду Петровну первой заинтересовали и поддержали идеи известного французского модельера П. Пуаре. Вторая половина 1900-х годов ознаменовалась появлением моделей без корсета, создаваемых ею. Тогда казавшаяся свобода фигуры в платье модерн была лишь обманкой.
Эта иллюзия достигалась легкостью и динамичностью тканей, а также умением художников-модельеров. На самом деле весь силуэт формировался жестким и длинным корсетом.
Отказ от корсета, свобода во всем – раскрепощение. Но отказ от корсета потребовал иной конструкции кроя. Знаменитая туника «a la russe» – тончайшая кисейная рубашка, отделанная мехом, популярная в Европе 1810 года, возродилась усилиями и Пуаре, и Ламановой в 1910 году. У нее одевались многие известные женщины того времени – Мария Ермолова… Вера ХолоднаяОльга Книппер-Чехова, Анна Павлова, ей шили платья и для членов царской семьи.
В 1917 году Ламанова оставалась в России. До революции у Надежды Петровны было ателье на Тверском бульваре, она была поставщицей Двора. После революции Ламанова потеряла своё ателье, но продолжала работать и создавать шедевры портновского искусства. Вскоре Ламанова была арестована, но по ходатайству Горького после двух с половиной месяцев заключения её освободили.
Надежда Петровна стала руководителем Мастерской современного костюма отдела изобразительных искусств Главнауки. В двадцатые годы её модели показывали актриса Ольга Хохлова и возлюбленная В. Маяковского Лиля Брик.
Первые швейные учебные заведения разрабатывались при непосредственном участии Н. П. Ламановой. В начале двадцатых годов Надежда Ламанова разрабатывает модели простой одежды для широких слоёв населения и работает в театре Вахтангова. С 1922 года Надежда Петровна является членом Академии Художественных наук, участвует в I Всероссийской художественно-промышленной выставке, где получает специальный диплом.
В 1926 году Ламанова разработала модели одежды по мотивам северного народного творчества, которые реализовывались за рубежом. Художником-модельером Н.П. Ламановой создавались коллекции платьев и меховых изделий. Участвовала в Лейпцигской и Нью-Йоркской выставках.
На Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже 1925 года Надежда Петровна продемонстрировала коллекцию платьев из домотканных материалов – льна и холста. Все платья были выполнены в русском стиле, украшены вышивкой ручной работы. Каждая модель комплектовалась головным убором, сумкой и украшениями из бечёвки, шнура, вышивки, соломы. За костюм, основанный на народном творчестве, работа удостоилась Гран-при выставки. С введением НЭПа возникла потребность в дорогих материалах и платьях, поэтому появились роскошные наряды, некоторые из которых хранятся в коллекции Эрмитажа.
Надежду Петровну одевала артистов театра и кино, например, костюмы можно увидеть в старых советских фильмах – «Аэлита», «Поколение победителей», «Александр Невский», «Цирк», «Иван Грозный», «Ревизор». Для спектаклей «Женитьба Фигаро», «Васса Железнова», «Последние дни Турбиных», оперы «Борис Годунов» и др. Ламанова создавала уже в пенсионном возрасте.
В 1941 году Художественный театр эвакуировался в Ташкент. Надежда Петровна, узнав об этом, вместе с сестрой отправились в проезд театра. Городской транспорт не работал, и из-за болезни сестры они медленно шли, надеясь успеть на поезд. В конце концов пришли и увидели замок на двери. Забыли о ней. Ламанова едва добралась с сестрой до сквера у Большого театра, села на скамейку и скончалась.
Надежду Петрону Ламанову считают главным создателем советской текстильной промышленности двадцатых-тридцатых годов.
Её творчество основано на главных идеях: глубокая народность костюма, его связь с образом жизни и климатом, отказ от слепого копирования западных тенденций, соответствие физическому и духовному облику человека. Все это она обозначала лаконично: «… для чего создаётся костюм, для кого, из чего».
Её оставшиеся работы развивают чувство стиля, совершенствуют профессиональное мастерство художников-модельеров, стимулируют фантазию и помогают лучше воспринимать чистоту линий и формы. Н. П. Ламанова заложила методологическую основу всего советского моделирования.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.