Когда-то культурные люди России, да и всего мира зачитывались Кантом. Так Пушкин в «Евгении Онегине» пишет о Владимире Ленском: «Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт».
Сейчас немногие интересуются философами и Кантом в том числе. Но я родилась ещё в те времена, когда наша страна считалась самой читающей в мире страной. А так как книгу купить в магазине было большой удачей не часто выпадающей на долю любителя чтения, то я, как и большинство в то время, постоянно ходила в библиотеки.
И в одной из них лет в пятнадцать я наткнулась на книгу о Канте. Сейчас не помню даже автора. Но зато помню, что была просто потрясена, что оказывается Кант-то родился в нашей стране, прожил в ней всю свою жизнь и здесь же покоится и ныне.
Тогда я как-то не предала большого значения, что в те времена, когда родился и жил Кант Кенигсберг ещё не был Калининградом… И то, что Кант всё-таки считается немецким философом, не слишком меня волновало.
Феномен Канта и в том, что жизнь его окружена всевозможными мифами, несмотря на то, что с рождения и до кончины он прожил в своём родном городе, на глазах своих современников, практически почти никуда не отлучаясь.
Не секрет, что философ гордился своим кенигсбергским происхождением.
Итак, Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Пруссии в городе Кенигсберг в многодетной семье бедного шорника Иоганна Георга Канта. Он был четвёртым ребёнком. Имя ему дали в честь святого Иммануила, в переводе оно означает «с нами Бог».
Родители Канта были протестантами, и это повлияло на восприятие мальчиком мира.
Несмотря на бедность, отец очень хотел дать своему сыну образование, надеясь, что он станет пастором.
В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а осенью 1732 года в пиетистскую государственную церковную гимназию на латинское отделение.
В 1737 году не стало матери Иммануила.
24 сентября 1740 года Кант поступил в Кенигсбергский университет.
Студентом, какого именно он стал факультета, исследователь спорят до сих пор. Некоторые считают, что Иммануил был зачислен на факультет теологии, а другие, ссылаясь на анализ списка предметов, которые Кант наиболее старательно изучал, считают, что учился он на медицинском факультете.
Учиться Канту было тяжело вовсе не из-за отсутствия способностей или усидчивости, а из-за нищеты, которая преследовала его почти до старости.
Во время учёбы в университете он подрабатывал репетиторством, пытался заработать играя в бильярд и карты.
О его устрашающей бедности можно судить по тому факту, что для выхода в город Кант брал обувь взаймы у своих более обеспеченных однокашников.
В 1745 году после окончания Кёнигсбергского университета Кант становится домашним учителем. Целых девять лет он жил в аристократических семьях – пастора Андрема в Юдшене, помещика фон Хюльзена, графа Кайзерлинга, занимаясь с их детьми, чтобы иметь материальные средства для собственных занятий.
Во время этого периода Кантом была написана рукопись по астрономии на конкурсную тему, предложенную Прусской академией наук – «Космогония или попытка объяснения происхождения мироздания, образование небесных тел, причины их движения, используя общие законы развития материи, опираясь на теорию Ньютона». Но по какой-то причине Кант не принял участия в конкурсе.
В 1746 году не стало отца Канта.
Молодой учёный работает над диссертацией «Об огне» – «De inge», публикует статьи в сборнике «Еженедельные кенигсбергские сообщения», в которых рассматривает отдельные вопросы физической географии. В 1754 году опубликована «Космогония…» и «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения».
В 1755 году, успешно защитив диссертацию, Кант получил звание приват-доцента университета и читал различные курсы, став экстраординарным доцентом в Кенигсбергском университете. К сожалению, эта должность не входила в штат, и Кант получал деньги только от слушателей.
Служил он одно время и в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря.
После защиты магистерской диссертацию «Об огне», Кант в этом же 1755 году защитил ещё две диссертации.
В 1956 году им написана книга о землетрясении в Лиссабоне.
На недолгий период с января 1758 года по июль 1762 Кант становится русским подданным по той причине, что во время Семилетней войны Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи.
Учёный стал читать фортификацию и пиротехнику для российских офицеров.
В марте 1758 года он пишет прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой предоставить ему освободившуюся в университете вакансию заведующего кафедрой логики и метафизики.
Но, увы, до царицы прошение не дошло, и рассмотрел его и.о. губернатора Восточной Пруссии Николай Корф, который отказал философу, решив, что другой претендент на эту должность имел больший стаж преподавательской деятельности.
Из высказываний Канта о России наиболее запоминающим мне кажется: «В далекой Сибири живут магометане, язычники и христиане. Магометане вообще не пьют крепкого. Но нигде в мире не предаются так пьянству, как в Сибири остальные ее обитатели».
В 1769 году Канту поступило приглашение на должность профессора в Эрлангене. Но он отказывается.
В январе 1770 года его приглашают на такую же должность в Иену.
И снова Кант не соглашается покидать родину.
И лишь в 1770 году сорока шестилетний философ стал профессором кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета и продолжал им оставаться практически на протяжении всей оставшейся жизни. Данный пост Кант покинул только за три года до своей кончины.
За время своей преподавательской работы в университете И. Кант читал лекции по многим предметам – по философии, физике, математике…
В 1784 году Кант наконец-то смог купить себе собственный небольшой дом.
В июле 1794 года произошло его избрание в Петербургскую академию наук.
Философские работы Канта делят на два периода – «докритический». К которому относят его труды – «Всеобщая естественная история и теория неба», «Новое освещение первых принципов метафизического познания», «Грёзы духовидца». До конца 1960 года Кант занимался астрономией.
С 1770 года начинается «критический» период в творчестве Канта.
В этот период были написаны – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». После их выхода в свет Кант был признан выдающимся мыслителем XVIII века и основоположником немецкой философии.
За этими работами последовали многие другие, в которые я не буду углубляться, чтобы не запутаться самой и не запутать читателя. А все те, кто заинтересуется этими работами, смогут найти их и изучить самостоятельно.
В 1796 году Кант прекратил чтение лекций, а в 1801 оставил свою должность в университете по причине ухудшения здоровья. Но свою научную деятельность он не оставлял до 1803 года.
15 декабря того года рукой философа сделана последняя запись в его дневнике.
Не стало Канта 12 февраля 1804 года.
Похоронили его 28 февраля, потому, что церемония прощание опечаленных горожан со своим великим гражданином длилась около двух недель.
28 февраля его гроб несли 28 лучших студентов Альбертины.
Наследство, которое досталось трём сёстрам и брату Канта составляло 20 тысяч гульденов.
Но, увы, память оказалась короткой, не прошло и полгода, как дом Канта был продан некоему купцу под кафе. А через 90 лет его и вовсе снесли, чтобы освободить место для … магазина дамских шляпок.
1924 году, когда Европа отмечала 200 лет со дня рождения великого философа, бургомистр Кенигсберга под давлением общественности обязал торговцев повесить на шляпном павильоне мемориальную доску – «На этом месте стоял дом, в котором Иммануил Кант жил и учил с 1783 по 1804 год».
Кант никогда не был женат, хотя благосклонно относился к женскому полу. Причиной своей холостой жизни он называл бедность, которая не давала возможности содержать семью. Когда же появились хоть какие-то деньги, подошла старость…
Кант до старости любил хорошее вино, но с пренебрежением относился к пиву: «Пиво – пища дурного вкуса».
Кант отличался аккуратностью и пунктуальностью. Не любил он небрежно одетых студентов. Прогулки совершал в точно назначенное время и говорят, что, завидев пожилого Канта на прогулке, горожане сверяли часы.
Канта при жизни не особо жаловали богословы за то, что он нередко говорил своим студентам о Боге: «В области разума никаких доказательств Его существования не было, и быть не может». «Мораль отнюдь не нуждается в религии». За это он даже получал выговор от прусского короля.
Но исследователи считают, что Кант был верующим человеком, просто не посещал кирху. Известно, что по вечерам философ любил разглядывать здание собора
Самой важной задачей философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая и делает человека человеком.
«Две вещи наполняют мою душу нарастающим удивлением и благоговением – звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас».
(И.Кант).
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.