Белорусский национальный костюм представляет собой традиционную одежду белоруских крестьян с декором в виде орнамента языческой символики и, возможно, шляпой из Трансильвании.

Белорусский народный костюмИллюстрация из книги «Белорусская народная одежда», Мн., 1975 годНациональный или народный костюм Беларуси складывается, как и национальные костюмы… других европейских народовВ XIX веке формировалась одежда на базе традиционных крестьянских нарядов, которые использовались веками. Народный костюм отличается от одежд аристократов, которые часто менялись вместе с европейскими модами.

Белорусский народный костюмМаркаДля пошива белорусского народного костюма использовали лен. Как и у других народов, вначале наряду с льном применялась шерсть. Украшал белорусский народный костюм орнамент, а традиционно самым нарядным по декору был женский костюм. В мужском же костюме орнаменты чаще всего вышивались только на рубашке. Мужской костюмБелорусский мужской народный костюм включал в себя рубаху и штаны. Летние штаны изготавливались преимущественно из полотна, зимние – из сукна. В зависимости от области страны штаны имели разные названия: «нагавицы», «ганавицы» или «порты». Каждое региональное исполнение штанов отличалось своими «маленькими особенностями». Например, в XIX веке в Витебской области носили широкие штаны с круглой вставкой, которые называли «кроклами» или «кроквами», возможно, от слова «шаг» — «крок».

Белорусский народный костюмМаркаНародный костюм обладает особенностью: одежда крестьян даже в пределах одной страны может иметь небольшие различия между регионами. В этом смысле национальный костюм страны является своеобразным средним значением вариантов одежды из разных её районов. Рубаха, составляющая часть мужского национального белорусского костюма, обычно изготавливалась из холста собственного производства. Декорировалась различным узором. Носили рубаху навыпуск, затягивая пояс. Мужчины надевали свиту в качестве верхней одежды. Свита представляла собой прямую одежду, напоминающую халат. На территории Беларуси чаще всего носили свиты прямого кроя, но встречались и модели, расширяющиеся книзу. Как и рубаху, свиту фиксировали поясом. Зимой верхнюю одежду составлял кожух.

Белорусский народный костюмМаркаВ традиционной белорусской одежде мужчины всегда носили пояса. В шестнадцатом веке пояс служил практической цели: к нему прикрепляли маленький мешочек для денег и мелких вещей. Пояса изготавливали из сукна или полсукна – ткани с ленточным основой и суконными уточками. Также использовались вязаные и плетеные пояса, которые украшали орнаментом. В белорусском народном костюме мужчинам носили шляпу брыль и магерку. Зимой предпочитали меховые шапки, например, аблавуху. Шляпа брыль – это головной убор с широкими полями, изготовленный из соломы или войлока.

Портрет Стефана Батория, 1576 годМагерка — это вязаная шапка без полей, преимущественно белого цвета. Ее носили не только в Беларуси, но и в Украине, Польше. Название происходит от слова «магуар» — венгр. Полагают, что такая шапка возникла в XVI веке при Стефане Батории, короле польском и великом князе литовском. С тех пор магерка стала частью белорусского народного костюма. Король Стефан Баторий происходил из Венгрии, именно из Трансильвании. Елизавета Батори, ставшая известна в истории, была его племянницей. кровавая леди Батори. Король Стефан Батория вошел в историю как положительный персонаж. Последние годы жизни трансильванец Стефан Батория провел в белорусском городе Гродно, где тогда располагалась его королевская резиденция.

Белорусский народный костюмИллюстрация из книги «Белорусская народная одежда», Мн., 1975 годЖенский костюмБелорусский женский народный костюм состоял из рубашки с богатой вышивкой, юбки, безрукавки и фартука. В Беларуси названия юбок варьировались в зависимости от региона. Цвет также влиял на наименование: белая юбка называлась «бяляк», синяя — «синька». Материалы тоже играли роль: юбку из набивной ткани называли «набойка». Шерстяные юбки, носимые зимой, именовались андараками. Это слово, вероятно, происходит от немецкого «unterrock», что в переводе означало нижнее платье. Слово заимствовано поляками из немецкого языка, а затем перешло на белорусский язык, где стало обозначать шерстяную юбку – андарак.

Белорусский народный костюмИллюстрация из книги «Белорусская народная одежда», Мн., 1975 годВ Беларуси безрукавки именовали «гарсетом» или «кабатом», иногда употребляли названия «станик», «каптан», «нагрудник». Безрукавки могли быть как короткими – до талии, так и длинными. Застегивались передняя часть безрукавки либо на пуговицы, либо на шнурок. Полотняные фартуки с завязками на талии были украшены вышивкой в виде узоров, как и женские рубашки.

Белорусский народный костюмИллюстрация из книги «Белорусская народная одежда», Мн., 1975 годЖенщины носили платки, чепцы и намитки в качестве головных уборов. Намитка – это головной убор замужней женщины. Это длинный прямоугольный кусок ткани длиной до 3 метров, который повязывался вокруг головы, закрывая голову и шею. С давних времён на территории Беларуси, ещё с Киевской Руси и Полоцкого княжества, обувь была как женская, так и мужская кожаной. С XIX века к белорусскому народному мужскому костюму добавились высокие кожаные сапоги. Крестьяне могли же носить и плетеную обувь – лапти.

Символ любвиИллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 годОрнаментОрнамент занимает важное место в белорусском народном костюме. Украшали им мужские и женские рубашки, юбки, фартуки.

Символ предковИллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 годБелорусский орнамент достаточно древний, сохранившийся с языческих времен. Узоры в основном вышивали красной нитью по белой ткани: рубахи, фартуки, юбки. Орнамент украшал не только одежду, но и рушники – полотенца.

Символ солнцаИллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 годВ середине ХХ века пожилые женщины из деревень помнили, что узоры орнамента не являются лишь картинками. Узоры — это символы со значением, которые могли быть пожеланиями счастья молодым или же оберегами. Были и символы, связанные с годовым циклом и праздниками урожая, поскольку для крестьян самое важное – солнце и хлеб. Среди узоров встречались также символы, связанные с погребальными обрядами.

Символ хлебаИллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 годВышивая орнаменты на одежде или рушниках, мастерицы древности могли образовывать предложения из символов. Вкладывали смысл в декор костюма. Для крестьян орнамент служил не только украшением, но и заклинанием, и оберегом.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.