Когда в России начали носить бархатные одежды? Первые сведения об этом появляются на рубеже XV – XVI веков. Подтверждениями могут быть русские источники, в которых есть списки, оставленные состоятельными князьями, где среди описания имущества, передаваемого по наследству, можно увидеть наряды, украшения и бархатные шубы на соболях, расшитые золотом и жемчугом.
Любили русские люди передавать часть или даже всё своё нажитое добро в монастыри. Например, сохранились некоторые распоряжения о посмертных и поминальных вкладах в монастыри, – в 1530 году монахи Троице-Сергиева монастыря продали соболью шубу из бархата, расшитого золотом, которая хранилась в качестве поминального вклада по князю Василию Львовичу Глинскому. Богатые женщины, уходя из мира в монастырь, дарили свои нарядные одежды своим родственникам и просто добрым людям.
Бархат поступал в Россию из Италии, Ирана, Турции, Китая. В зависимости от того, откуда поступала эта роскошная ткань, или кто её привозил в Россию, бархат назывался – венецианским, флорентийским, немецким, турецким и т.д.
Бархат в России, также как и в Европе, стоил дорого. Все, кто имел достаток, стремились приобретать дорогие шубы, сшитые из нарядной ткани, к которой был причислен бархат. Поэтому его подбивали только ценным мехом. Шубы утеплялись мехом соболя, рыси, белки, горностая, песца. Например, в 1520 – 1540 годы боевой конь стоил 1–3 рубля, столько же стоил и модный бархатный наряд.
Лоскутки при пошиве никогда не выбрасывали, оставляли для аппликаций. Богатые князья и бояре не жалели для своих дочерей денег и одевали их, как царевен. В XVI веке все состоятельные люди стремились обзавестись бархатными вещами. Бархатные наряды стали обязательной составляющей свадебных обрядов в семьях зажиточных людей, – бархатные ткани были в качестве подарков на свадьбе, молодые сидели на бархатных подушках.
Во второй половине XVI века бархат стали использовать для украшения воинского снаряжения, интерьера домов, книг, изготовления предметов культа, убранства храмов и т.д.
Но самыми роскошными бархатными нарядами обладали московские государи. Например, государь Иван III, выдавая дочь замуж, в приданое ей выделил десять отрезов бархата, каждый из которых был длиной 10–15 локтей. Ткани были необыкновенной красоты с золотой нитью, некоторые привезены из Турции, другие венецианского производства. В повозку невесты был положен рулон бархата алого цвета, по которому она, как по ковровой дорожке, должна идти к своему будущему мужу.
В 1570 году немецкие послы, пировавшие у Ивана Грозного, отметили, что царь и его сын Иван Иванович были в роскошных бархатных нарядах, украшенных драгоценными каменьями и жемчугом. И Иван Грозный, и его сын снаряжались на войну сверх всякой меры роскошно. К верхней одежде пришивались воротники- «ожерелья» из дорогих материалов, вышитые шёлком, украшенные самоцветами и жемчугом. Шапки были бархатные. У самого царя Ивана Грозного таких шапок были не одна. Отороченные разными мехами шапки были сшиты из венецианского бархата.
Бархатные ткани в зависимости от сочетания нитей были разного вида. Одни назывались гладкими, другие косматыми, петельчатыми, полупетельчатыми, рытыми (с выпуклыми узорами, выполненными в двух плоскостях), в некоторых из них в утке применялось прядёное золото или серебро и многие другие.
В царствование царя Федора Ивановича (1584–1598) и Бориса Годунова (1598-1605) бархатные ткани стали отличаться ещё большим разнообразием. В это время некоторые из них можно было купить за рубль аршин, а некоторые – за 2 рубля и более, то есть бархат по-прежнему оставался дорогой тканью.
Царь Фёдор Иванович очень любил бархатные наряды, это отмечали и послы, прибывавшие к нему. Его наряды были украшены крупным жемчугом. В годы его царствования белые бархатные кафтаны начали шить для почётной стражи, в то время как у Ивана Грозного караул был одет в парчовых серебристых кафтанах и в высоких, расширявшихся к верху белых бархатных шапках. Самыми богатыми бархатными нарядами обладал Борис Фёдорович Годунов.
Дорогие ткани в Росси можно было увидеть не только в царском дворце, но и в храмах, и в крупных монастырях, где шились праздничные покровы, облачение духовенства, украшения для предметов культа. С бархатными тканями работали и мастера книжного дела. Бархат в России являлся предметом роскоши, обладание им говорило о социальном статусе владельца, о принадлежности его к высшим кругам знати.
Долгое время бархат был в России привозной тканью. В 1623 году был основан бархатный двор в Москве. В середине XVII века были приглашены иноземные мастера из Италии и Германии. Но после 1689 года попытка производить бархат в России несколько приостановилась. И только лишь 1717 году начала действовать первая русская мануфактура по производству шёлковых тканей, в том числе и бархата. Сырьём для его производства были шёлк, шерсть и хлопок.
В княжеской и боярской среде одежды шились из дорогих «заморских» тканей – шёлка, парчи, бархата. А в народном быту пользовались одеждой из льняных и конопляных холстов, шерстяными тканями и валяным сукном.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.