Сначала переправа
Дороги в этом регионе – не вездесущие явления, но многие выбирают передвижение на машине. Так решили сделать семья Раковых – Татьяна и Виктор. Долго мечтали побывать на острове Ольхон – одном из самых живописных мест Байкальского национального парка. Ольхон отделен от восточного побережья Байкала проливами Малое Море и Ольхонские ворота, поэтому попасть на него можно только по паромной переправе у поселка Сахюрта.
Переправа бесплатная для всех, говорит Виктор. Разница лишь в том, что маршрутки и местные водители не ждут в общей очереди, а едут первыми. Необходимо оформить разрешение на посещение Байкальского национального парка перед поездкой на остров. Наша турфирма сделала это за нас, но можно получить пропуск самостоятельно через интернет.
Расстояние от Иркутска до Хужира, центра жизни острова Ольхон, составляет примерно триста километров. Путешествие займет около шести часов, если не будет задержки на паромной переправе. Сам остров – это большая достопримечательность, которую можно исследовать на автомобиле несколько дней, а то и недель. Не каждый транспорт подходит для езды по бездорожью. Для экскурсии на Ольхон Виктор и Татьяна выбрали вместительный и надежный фургон “Соболь 4х4”.
“Столица Ольхона” и ближайшие достопримечательности
По Olhonu обычно ездят на машине из Хужира на северо-запад, проезжая примечательные места по восточному и западному побережьям.
На острове девять населённых пунктов, – делится Татьяна. – Хужир считается “столицей Ольхона”, где проживает 90 процентов населения острова. Большинство туристов размещается здесь же: в мини-гостиницах, на турбазах или в хостелах. Застройка острова преимущественно деревянная. Каменные остатки бывшего рыбхоза, переделанные в гостиницу и ресторан, а также развалины помещений животноводческого совхоза – исключения из правил.
Из центра острова до ближайших туристических мест можно добраться пешком. Например, до мыса Бурхан, также известного как скала Шаманка. Это выдающийся в воду мыс с двухголовой скалой высотой 42 метра, которая считается визитной карточкой острова. К северу от него тянется песчаный Сарайский пляж, окруженный сосновым лесом. При температуре воды 14 градусов путешественникам не очень хотелось купаться. Поездка была организована летом, но даже в теплое время года погода на Ольхоне отличается непредсказуемостью и меняется резко. Татьяна предупреждает:
Прибыв в холодный день, мы отправились на экскурсию в куртках и свитерах, которые к середине дня оказались лишними, так как погода быстро прогрелась и нам стало комфортно в футболках. Неопределенность с погодой требует умелой организации вещей – минимальное количество, но под все возможные условия: от плавок до теплых курток.
Строго на север
В некоторых местах Ольхона не имеет дорог. Восточное побережье скалистое и здесь их нет совсем, а дорога вдоль Маломорского побережья между Шидой и Курмой — грунтовая. На север от неё качество дороги ухудшается. Чтобы добраться до самых живописных мест острова без проблем, нужен надежный автомобиль с хорошей подвеской.
Первым этапом пройдем песчаные дюны и выедем к урочищу Песчаная у залива Нюрганская губа, где располагались бараки Байлага. Бывшее административное здание служило жилым домом и сохранилось до наших дней, – рассказывает Виктор о маршруте.
Все автотуристы обязательно посещают мыс Саган-Хушун, на бурятском языке означающий “Белый мыс”, также известный как “Три брата”. Три скалы из-за красного лишайника, покрывающего их поверхность, не выглядят белыми. По словам Виктора, уже по пути от Песчаной к месту стало понятно, что внедорожник выбран верно.
Следовать нужно было по лесу и курганам. Машина ни разу ничего не зацепила подвеской или днищем – ни на степи, ни на дорогах, ни в песке.
Транспорт позволил Раковым добраться до северной оконечности острова – мыса Хобой, считающегося шаманами и оккультистами всего мира. Мыс интересен видом на всю ширину Байкала, достигающую почти 80 километров. Неподалеку от достопримечательности оборудованы столики с навесами, где туристы готовят уху и салаты, пока другие совершают пешую прогулку к мысу.
Путешественники двигались по маршруту обратной дороги, проходили степные дороги, чередовавшиеся с труднопроходимыми лесными тропами и песками. Маршрут вел к мысу Шунтэ-Левый на восточном берегу острова и к скульптуре “Хранитель Байкала” – едва ли не единственной рукотворной достопримечательности Ольхона.
Нетуристические тропы
Перечисленные места входят в традиционный туристический маршрут. Виктор утверждает, что красочных мест, заслуживающих бесконечного восхищения, существуют и на официальной трассе, и вне её.
И берег моря, и леса, и степи, и деревни, да и даже посадочная полоса для самолётов в селе Харанцах, туда откуда прилетает малый бизнес-джет из Улан-Удэ, всё это поражает воображение.
Виктор и Татьяна советуют путешественникам обязательно побывать на Ольхоне, потому что незабываемые эмоции можно получить только увидев остров своими глазами. В будущем пара планирует объехать на автомобиле ещё больше интересных мест и посмотреть всю страну от Мурманска до Владивостока.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.