Авангард, экология и права женщин: 3 главных тренда Парижской недели моды-2023

Авангард, экология и права женщин: 3 главных тренда Парижской недели моды-2023

______________________________

 

Неделя высокой моды в Париже — одно из самых ожидаемых событий в фэшн-календаре, где демонстрируются коллекции самых известных модных домов мира. Парижская неделя моды-2023 не разочаровала: множество выдающихся показов и коллекций действительно восхищали и поражали воображение. Я увидела почти все основные тренды из коллекций прет-а-порте текущего сезона: прозрачность, бахрому, оборки, пайетки, супер-мини, перья, платформы, кожу, необычные вырезы и многое другое. Но сегодня мне не хотелось бы ограничиваться простым перечислением трендов — я предлагаю взглянуть на них более широко. Какие идеи и смыслы волнуют современных дизайнеров, и что порождает последние веяния высокой моды? О чем пытаются сказать нам кутюрье, и как научиться выбирать из горячих трендов те, которые подходят именно нам? Но сначала я хотела бы коротко напомнить, что же такое haute couture и в чем его отличие от pretaporter.

Понятие («от-кутюр» или дословно “высокое шитье”) появилось в середине XIX века, когда стали открываться первые салоны мод. В 1858 году английский модельер Чарльз Уорт открыл в Париже свой дом моделей и первым стал разделять коллекции одежды по сезонам. Еще через 10 лет Уорт создал Синдикат высокой моды, который и сегодня объединяет ведущие мировые дома. Синдикат, а позднее и Федерация высокой моды стали первыми объединениями кутюрье — и именно они определяют, какие коллекции брендов можно отнести к категории haute couture, а какие — нет.

В отличие от одежды из коллекций прет-а-порте, изделия haute couture не предназначены для массового потребителя, а создаются в единственном экземпляре — как настоящие произведения искусства. Кутюрные коллекции менее коммерческие, это всегда больше арт, чем фэшн: находясь вне коммерческих рамок, художник может ярче и острее выражать свое видение протекающих в современном мире социальных процессов. Так что миссия Синдиката высокой моды — продвижение идеи о моде как искусстве и сохранение высокого мастерства, которое может исчезнуть без поддержки кутюрных домов.

Итак, какие же темы и проблемы волнуют дизайнеров в 2023 году?

Авангард, экология и права женщин: 3 главных тренда Парижской недели моды-2023

Экологичность

Вопросы экологичного потребления и защиты окружающей среды поднимаются индустрией высокой моды уже давно, и январские показы 2023 года не стали исключением. Одним из самых обсуждаемых событий Недели стал показ Schiaparelli Haute Couture. Креативный директор бренда Дэниел Розберри продемонстрировал изделия, в которых использовалась “таксидермия ручной работы”: платья из искусственного меха, декорированные огромными головами диких зверей, привлекли всеобщее внимание и возобновили дебаты об использовании животных в моде. Телезвезда Кайли Дженнер пришла на показ в платье с очень реалистичной головой льва (на самом деле выполненной из пенопласта и искусственного меха), а позже Ирина Шейк вышла на подиум в том же наряде. Супермодель Наоми Кэмпбелл продемонстрировала наряд с головой черного волка, а манекенщица Шалом Харлоу — с “чучелом” снежного леопарда.

Некоторые активисты увидели в этом восхваление охоты и попытку возврата к “варварским” традициям, однако сам Дэниел Розберри неоднократно подчеркивал, что ни одно живое существо при подготовке показа не пострадало. Вдохновением для коллекции, которая получила соответствующее название “Инферно”, послужила “Божественная комедия” Данте: животные олицетворяют три смертных греха — сладострастие, гордыню и корыстолюбие. Искусственные, но невероятно натуралистичные головы зверей призваны показать: современные технологии позволяют нам создавать практически все что угодно, а значит, полностью избавляют от необходимости убивать животных.

Авангард, экология и права женщин: 3 главных тренда Парижской недели моды-2023

Гораздо менее эпатажно эту мысль продолжил французский модный дом Alexandre Vauthier. В новой коллекции дизайнер представил наряды из искусственного меха подчеркнуто ярких, открытых цветов: салатового, розового, изумрудно-зеленого — в общем, таких, которые точно не встретятся в живой природе.

Японский дизайнер Юима Накадзато в своей новой коллекции представил модели, напечатанные на 3D-принтере, а также использовал для создания нарядов переработанный текстиль. К слову, эксперименты с 3D-принтерами ранее уже проводились: одна из моих любимых дизайнеров, Iris van Herpen, еще в 2009 году начала печатать на них элементы для своих моделей одежды.

Дань sustainability отдала и дебютантка показов высокой моды — южнокорейский дизайнер Сохи Пак (Sohee Park). Она стала известна благодаря марке одежды Miss Sohee, которую запустила в 2020 году, а на своем премьерном показе в Париже в январе 2023 года представила коллекцию, при создании которой использовала переработанные материалы. Ткани для коллекции Сохи Пак были предоставлены онлайн-платформой Nona Source, которую запустила компания LVMH в 2021 году для перепродажи нереализованных высококачественных материалов — остатков Maisons de Couture их группы. Два платья из коллекции Сохи, сочетающие черный бархат и цветную тафту, по стилю и силуэту напомнили винтажные платья 1880-х годов — эти модели, на мой взгляд, в очередной раз обращают наше внимание на то, насколько экологичным и актуальным сегодня является винтаж.

Переработанные материалы использует для создания своих кутюрных коллекций и нидерландский бренд Van der Kemp. Дизайнер и создатель дома Рональд ван дер Кемп уже много лет превращает обрезки и лоскуты кутюрных тканей в роскошные платья.

Это Project Trashure, — шутит он («проект по превращению мусора в сокровища»).

Его искренняя вера в то, что мода способна изменить мир к лучшему, действительно вдохновляет. Взгляните на его удивительные образы в стиле гранж: асимметричные платья из кусочков разноцветной кожи, фантазийные “медицинские” маски, прочно вошедшие в нашу жизнь за годы пандемии, сверкающие пиджаки с высокими рукавами и юбки из переработанного денима — это действительно очень красиво и необычно.

Авангард, экология и права женщин: 3 главных тренда Парижской недели моды-2023

Оливье Рустен, руководитель модного дома Balmain, также не раз признавался, что использует в своих коллекциях бумагу, банан и лозу, чтобы сделать производство максимально экологичным.

Мы все видим, как меняется климат на планете, как по всему миру горят леса, – сказал Рустен. – И как при этом можно всерьез размышлять о том, какая посадка брюк или юбок будет актуальна в следующем сезоне?

Социальные акценты и защита прав женщин

Кутюрный показ Dior в январе 2023 года был вдохновлен архивными фотографиями знаменитой французской артистки и активистки Жозефины Бейкер, выступавшей на Dior couture в Нью-Йорке в 1951 году. Эта сияющая чернокожая певица и танцовщица приехала с концертами в Париж в 1925 году и вскоре стала звездой кабаре, знаменитой актрисой и гражданкой Франции. Она активно боролась против расизма и отстаивала гражданские права чернокожих, а во время Второй мировой войны присоединилась к французскому сопротивлению. Жозефина так много сделала для Франции, что ее официально признали одной из величайших деятелей французской нации. Именно этой невероятной женщине была посвящена весенняя коллекция Dior-2023 в Париже — показ окружала галерея портретов с новым пантеоном героев и Жозефиной Бейкер в центре.

Все, кто знаком с творчеством Жозефины, знают и об ее экстравагантных нарядах. Но вместо того, чтобы полагаться на ее культовые образы, Мария Грация Кьюри выбрала более тонкий подход, изучив менее известные фотографии Бейкер: в ресторанах, в дневном костюме и в форме во время войны. Коллекция посвящена именно этой, скрытой от большинства стороне жизни Бейкер. Белый, черный, серый, бежевый, серебристый и золотой стали основными цветами коллекции. Бархат, атлас и шерсть, сетчатые платья с блеском, бахрома, вечерние платья из мятого шелка, классическое платье-плиссе с кейпом, лаконичные украшения, бархатные босоножки на платформе (абсолютно винтажного вида!), а также прически моделей со знаменитыми прядками-завитками на лбу — все это отсылки к 1920-м годам, хотя дом Dior сделали знаменитым именно 1950-е.

Авангард, экология и права женщин: 3 главных тренда Парижской недели моды-2023

Главный дизайнер дома Valentino Пьерпаоло Пиччоли, создавая коллекции haute couture, тоже был озадачен тем, чтобы выйти за пределы “ремесла и мастерства” и расставить социальные акценты — в том числе затрагивая тему инклюзивности. Парадоксально на первый взгляд, что темой показа на Парижской неделе высокой моды-2023 стал ночной клуб — однако именно это место было главным “рассадником моды” в популярных сегодня 1980-х годах. При создании коллекции в mood board Пиччоли были фотографии культовых клубов тех лет — от Studio 54 до лондонского New Romantic Blitz Club.

Мне нравится идея ночного клуба, – говорит Пьерпаоло. – Это место, где людей принимают такими, какие они есть, и какими они хотят быть. Разница в том, что тогда это происходило за закрытыми дверями, а теперь открыто. Таков сегодняшний путь свободы.

Заглавной темой коллекции стали нарочито брутальные “мужские” костюмы с галстуками на женщинах и нежные рюши на мужчинах, подчеркивающие идею Пиччоли о том, что в современном мире можно быть кем и каким захочешь.

Еще одним значимым событием Парижской недели моды-2023 стал показ весенней коллекции Iris van Herpen. Он состоялся в формате демонстрации фильма, ведь идею, заложенную в коллекцию, кутюрье не смогла бы воплотить на подиуме — это одежда (не удивляйтесь!), которую нужно носить под водой! По мнению модельера, вода заставляет нас двигаться с большой силой и лишает голоса. Струящиеся полупрозрачные платья и боди подчеркивают не только красоту и силу женщин, но также являются актом поддержки протестующих активисток в Иране и аллюзией на то, что зачастую женщина в современном мире бывает лишена голоса. “Танец под водой” Iris van Herpen действительно завораживает. Посмотрите этот недолгий ролик — в нем гораздо больше смысла, чем принято ожидать от моды!

Борьба за права женщин в Иране взволновала и французского дизайнера Хайдера Акерманна, который создавал последнюю кутюрную коллекцию для дома Jean Paul Gaultier. Отдавая дань уважения борьбе Жана Поля Готье Готье за ​​права человека, Акерманн использовал во время показа такой необычный прием: пока модели шли по подиуму, их имена шептались под фонограмму с фрагментами песни иранского исполнителя Шервина Хаджипура “Baraye”. Композиция Хаджипура стала реакцией на жестокое убийство Махсы Амин в прошлом году и последующую борьбу за права женщин в Иране.

Авангард

Пожалуй, самым ироничным показом Недели высокой моды в Париже стал показ коллекции Victor&Rolf. Сначала на подиум вышли модели в традиционных бальных платьях, вызывающих кучу ассоциаций: с разноцветными капкейками, пышными и романтичными платьями принцесс, сказками и диснеевскими мультфильмами. Но вдруг на подиуме появилась модель, на которой было надето такое же платье, но… перпендикулярно телу! Нет, это не галлюцинация — на следующей модели платье и вовсе было перевернуто вверх ногами. Вариаций на тему смещения платья в пространстве оказалось несколько. Это было сюрреалистичное, странное и даже немного жуткое зрелище, но точно заставляющее очнуться от дурманящей красоты кутюра и задуматься о нашем “перевернутом” мире. Это и про то, как могут сегодня уживаться бедность и богатство, кутюр и авангард. Это и про перевернутый и иллюзорный мир соцсетей, где уже вполне реально щеголять в “прилепленном” к тебе виртуальном платье. Это и о том, как зачастую наряд существует как бы отдельно от женщины, совершенно не отражая ее характер и внутренний мир. Словом, задуматься действительно есть о чем.

Авангард, экология и права женщин: 3 главных тренда Парижской недели моды-2023

Интересными и вполне авангардными оказались декорации на показе Chanel. Модели выходили из больших концептуальных фигур разных животных, созданных из дерева и лепестков художником Xavier Veilhan. У кого-то, глядя на них, сработает ассоциация с троянском конем, а я вспомнила апартаменты Коко Шанель на Avenue Cambon, полные антиквариата, среди которого встречались многочисленные животные — орлы, лягушки, львы. Ну и, конечно, на ум приходят декорации для Дягилевских балетов, созданные Пабло Пикассо.

Индийский дизайнер Rahul Mishra представил в Париже фантастичную кутюрную коллекцию, посвященную космосу и бесконечности. До того, как стать дизайнером одежды, Мишра был физиком, имел профильное образование в этой сфере. Будучи одновременно модельером и ученым, он всегда интересовался скрытыми мирами внутри других миров. В новой коллекции его захватили образы бесконечного и таинственного космоса и его отражения на Земле — глубокого и загадочного океана, хранящего множество тайн. Фантасмагоричные наряды Мишры были созданы руками более тысячи мастеров из индийских ремесленных артелей. Дизайнер утверждает, что сможет дать работу еще большему количеству людей у себя на родине, ведь мир его фантазий очень богат и разнообразен. Я думаю, он еще не раз покажет нам нечто по-настоящему невероятное. И, признаюсь, я никак не могла отделаться от ощущения, что космические наряды Мишры стали даже в большей степени наследниками творчества Скиапарелли, чем актуальные творения этого дома моды.

Авангард, экология и права женщин: 3 главных тренда Парижской недели моды-2023

И напоследок хочется упомянуть коллекцию Mugler — после трехлетнего перерыва бренд вернулся на подиумы, представив в Париже свою новую коллекцию (формально Mugler не входит в синдикат кутюрных домов, но показ состоялся именно во время Недели высокой моды). Он был выдержан в духе старого-доброго Тьерри Мюглера, некогда определившего облик моды 80-х и 90-х годов, и напоминал его культовый показ 1992 года, запечатленный в клипе Джорджа Майкла.

Дом Mugler известен своими авангардными проектами, и коллекция 2023 года не стала исключением: четкие архитектурные формы и линии, кожаные детали и кружевная отделка, контраст между закрытостью и обнаженностью, завышенными рукавами и облегающей талией подчеркивали этот эффект. Шоу сочетало в себе как традиционное дефиле по подиуму, так и технологический аспект: модели появлялись на движущейся платформе с камерой, что еще больше погружало зрителей в атмосферу мира будущего. Простота цвета (черный стал основным оттенком коллекции) в сочетании с преувеличенными футуристическими силуэтами отсылает к фирменной стилистике Тьерри Мюглера и его узнаваемому почерку. Маэстро не стало в прошлом году, и, безусловно, этот показ был призван почтить память легендарного кутюрье.


Источник

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.