Ароматы русской монархии, советского периода и парфюм «Красная Москва»

Духи «Красная Москва» – легендарные духи советской эпохи, самые популярные в 1930-х – 1950-х годах. В парфюмерной композиции — гвоздика, ирис, жасмин, гелиотроп, ландыш и ещё 55 компонентов. Духи «Красная Москва» имеют тёплый пряный аромат с оттенком фиалки и флёрдоранжа. Аромат предпочитают сильные, чувственные и уверенные в себе женщины. Любимые духи бабушек и прабабушек, сегодня всё ещё не оставляют равнодушными: одни ими восхищаются, вдыхая аромат детства, другие относятся с иронией, как к ушедшему времени.

В начале прошлого века парфюм «Красная Москва» был столь популярен, что вокруг него возникла красивая легенда, у которой были веские основания.

В 1873 году Генрих Брокар преподнёс восковые цветы в букет посетившей Москву Великой княгине Марии Александровне, дочери Александра II. Все цветы имели свой естественный запах: роза пахла розой, нарциссы – нарциссами, фиалки – фиалками, а ландыши – ландышами. Восторг был неописуем, как появилось такое чудо! Брокар получил звание Поставщика Великой княгини Марии Александровны.

В 1882 году духи «Букет императрикс» стали одними из лучших работ Генриха Брокара, который стремился воспроизвести … аромат букета, преподнесённого княгине.

В 1913 году Анри Брокар, в честь 300-летия Дома Романовых, подарил княгине Марии Фёдоровне духи с благоухающим ароматом цветов. Аромат пришëлся по душе княгине и был назван «Любимый букет императрицы». Компания «Брокаръ и Ко» стала Поставщиком Двора Его Императорского Величества.

Два названия духов часто путают. Первый аромат создал сам Генрих Афанасьевич, а во втором потомственный ему создатель использовал те же мотивы и представил аромат в 1913 году.

Последняя история о духах продолжилась. В двадцатых годах XX века решили подарить советским женщинам духи с исключительной красотой аромата.

…что же было потом?

Затем «Брокар и Ко» преобразовалась в парфюмерный завод «Новая заря», в котором парфюмерыРаботники Брокаром в 1922 году выпустили духи под названием «Красная Москва». Возможно, новое творение отличалось составом от «Любимого букета императрицы», или же создано по рецепту «Букета императрикс». В любом случае это был шедевр парфюмерного искусства.

В народных сказаниях не всегда можно быть уверенным в полной достоверности событий.

Рассматривая компанию, нужно упомянуть её основателя.

Генрих Брокар руководит компанией «Империя Брокара», занимающей видное место на мировом рынке.

Атанас Брокар, французский мыловар и отец Генриха Брокара, торговал помадой для волос и туалетным мылом. Рынок был переполнен конкурентами, многие предприниматели искали счастья в других странах. Старик Брокар посоветовал сыну отправиться в Россию. Генриху было 20 лет, но он был трудолюбив, настойчив и предан профессии парфюмера благодаря отцовскому воспитанию. С детства отец заставлял его запоминать запахи – ароматы парфюма (об этом он будет не раз с благодарностью вспоминать).

Генрих Брокар, хорошо изучив химию и получив воспитание отца, устроился лаборантом в представительство французской парфюмерной фирмы. Вскоре он разработал способ изготовления концентрата духов. Генрих мог бы использовать своё открытие, но для этого требовался капитал. Тогда он продал идею и организовал собственное дело – изготовление мыла.
Продав свою идею, Генрих смог реализовать личные цели: в России он не знал языка и часто захаживал в магазин бельгийца Томаса Равэ, чтобы поговорить на родном языке. Там он познакомился с дочерью Томаса, которая стала его женой и помощницей в бизнесе.
Шарлотта родилась в России и считала себя русской. Она любила русскую поэзию, особенно Пушкина. Шарлотта не только читала стихи, но и помогала Генриху идеями, ведь она знала скромную жизнь русской провинции.
Брокар начал изготавливать мыло, но дело шло не очень успешно. В России были конкуренты – А. Ралле, Ж. Дюфтуа. Поразмыслив с Шарлоттой, они решили сделать мыло для детей в виде зайчиков, медвежат и зверушек, а для взрослых «Народное» — в виде морковки или огурца. Детское мыло радовало детей, а «Народное» забавляло взрослых.
мылоВ деревню ради интереса попробовал его на зуб. Через некоторое время дела пошли настолько успешно, что пришлось покинуть захудалый «особняк», в котором ютился с пополняющимся семейством и переехать на другое место. «Копеечное» мыло принесло ему немалый достаток, и предприятие всё расширялось. Вскоре это уже была фабрика, в которой вместо двух рабочих были заняты 30 человек.

Генрих Афанасьевич, как его именовали в России, поднимался раньше всех. С шести утра он работал в лаборатории. Работники фабрики, пережившие Брокара, отмечали: по характеру он был человек сух, но справедлив ко всем. На фабрике было много спирта, но никто не смел прикасаться. А если кто обнаруживался с похмельем, тот сразу оказывался за воротами. К себе Генрих Афанасьевич был ещё строже. Приезжие купцы, закупавшие его товар на ярмарку, приглашали «отметить» удачную сделку. Но… Генрих Афанасьевич был твёрд. Требовательность к себе, настойчивость, природная сообразительность – всё это принесло свои плоды. В 1869 году Брокар перевёл фабрику на Серпуховскую заставу, где она заняла целый квартал.

Брокар часто ездил за границу, оставляя жене все дела, а Шарлотта умело руководила сбытом продукции. Окружённая коммивояжерами и художниками, она придумывала всё новые идеи. Например, чтобы уменьшить число подделок на рынке парфюмерии, Брокар стали использовать обёртки и наклейки для своих товаров. Зная русские вкусы и запросы российского рынка, Шарлотта не раз предлагала интересные коммерческие идеи. Генрих Афанасьевич изъездил всю Европу, запоминая каждый аромат, модный в то время. Как музыкант запоминает звуки музыки, так и он запоминал звуки ароматов.

Сравнивая мыло в европейских странах и в России, Брокар убедился, что наше российское — лучшее: нежное, прозрачное, ароматное. Вскоре основали свой магазин, где товары удовлетворяли вкусы и потребности всех слоёв населения.

Брокар воспитывал своих детей так же, как его отец воспитала его. Был строг и требователен к ним. Сынcы с детства находились рядом с отцом возле мыловаренных котлов и не раз получали подзатыльники за то, что не могли отличить один аромат от другого или путали запах бразильского дерева с майораном. Тогда он возмущённо им говорил: «Парфюмерия — это творчество, а» вдохновение парфюмераМожет порождать магическую симфонию ароматов. Как в музыке есть различные тональности, так и парфюмер подбирает необходимые сочетания запахов.

Открылся ещё один магазин, где предприимчивые Брокары продавали наборы с предметами одинакового аромата: одеколоном, духами, пудрой, помадой, кремом, саше и прочим. Это приносило успех. Но настоящему парфюмеру славы от выпуска качественной и недорогой продукции Брокару было мало. Он продолжал работу над созданием нового аромата.

Цветочный одеколон появился на Всероссийской Промышленной выставке в Москве, за что фирме Брокара присудили золотую медаль. Сам Брокар отпраздновал это событие пуском фонтана из «Цветочного одеколона». Русские духи получали награды на выставках в Бостоне, Антверпене и Международной выставке в Париже. Но Брокар продолжал трудиться, поставив себе цель – создать русские духи, которые соперничали бы с лучшими в мире. Однажды он преподнёс жене подарок — «Персидскую сирень». Эти духи завоевали золотые медали на выставках и были признаны одними из лучших в мировой парфюмерии. Однако Брокар чувствовал, что это его последний аккорд в симфонии под названием «Парфюмерия». В 1900 году он скончался.

В России мало кто помнит имена парфюмеров, как и имен многих других специалистов этой отрасли. В памяти остаются лишь лучшие духи, покорившие мир. От этого становится грустно, что имена главных создателей — композиторов душистых симфоний — уходят в забвение. Старинная музыка звучит вновь, мода на винтажную одежду, обувь и причёски возвращается, а старые ароматные симфонии остаются в прошлом…

Парфюмерия СССР и России – это «Красная Москва». Парфюм «Каменный цветок» и множество других духов, знакомых с прошлых лет.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.