Английский язык для самых маленьких. Организация занятий на дому (продолжение)

Английский язык для самых маленьких. Организация занятий на дому (продолжение)

Мы продолжаем рассматривать тему о том, как организовать занятия английским языком с малышом дома. В предыдущей статье мы подробно разобрали моменты, которым необходимо уделить внимание, прежде чем приступать к занятиям, как в отношении ребенка, так и взрослого. Теперь остановимся на особенностях самих занятий и выборе методического пособия.

Предыдущие части
Дети и английский. Когда начать? Часть 1
Дети и английский. Когда начать? Часть 2
Дети и английский. Изучение языка в рамках дошкольного образовательного учреждения. Часть 3
Английский для самых маленьких. Организация занятий на дому

(в основу данного раздела легли рекомендации С. В. Литвиненко из пособия «Английский язык: 3-4 года»).

Рекомендации и требования к организации занятий

В 3-4 года малыш еще не способен долгое время удерживать внимание на каком-то определенном задании, поэтому занятие с детьми этого возраста – это обучающая игра и занимательные задания, с постоянной сменой видов деятельности. Однако помните, что игра может быть не только подвижной, не обязательно весь урок бегать и прыгать, это может быть задание раскрасить, соединить рифмующиеся слова, решить головоломку и т.д.

Занятия должны носить систематический характер, не менее нескольких раз в неделю. Поначалу, урок должен длиться не более 15 минут, постепенно это время можно будет понемногу увеличивать. Каждые 3-5 минут необходима смена задания, игры, чтобы малышу было интересно. В течение занятия ребенок должен как можно больше слышать английской речи. Вспомните свои уроки английского языка в школе, учитель старался во всех уместных случаях, заменять русские фразы английскими: sit down, please – пожалуйста, садитесь; stand up – встаньте; сolour it – раскрасьте; repeat – повторите и т.д.

Нельзя заставлять ребенка заниматься, уроки должны быть приятными для вас и малыша. Прежде чем начать урок, убедитесь, что ребенок не устал, не голоден, не хочет спать и у него хорошее настроение. Помещение, в котором вы находитесь, должно быть хорошо освещено и проветрено. Важно, чтобы во время занятий ребенка ничего не отвлекало.

Общение во время занятия должно носить позитивный характер, необходимо хвалить и поощрять ребенка за старания, нельзя раздражаться, расстраиваться и самим отвлекаться от занятия. Если ребенок не помнит фразу или слово, значит надо ему подсказать. Но подсказку можно тоже организовать, например, вы показываете ребенку картинку с изображением кошки, а он вдруг не может вспомнить слово «a cat». Не обязательно подсказывать само слово. Иногда, если процесс малыша действительно увлекает, ребенок и не хочет, чтобы ему подсказывали. Нужно дать немного времени на раздумье или подвести его к правильной мысли, напомнив какой-то из известных ему примеров, где это слово встречалось. В случае со словом cat можно начать цитировать рифмовку «Pussy cat, pussy cat, where is your hat?», но умышленно умалчивая слово cat: «Pussy…, pussy…, where is your hat?» Вероятность того, что малыш догадается, очень высока, и ребенок будет рад, что смог сам справиться с заданием.

Как только вы заметили, что ребенок устал или отвлекается, смените вид деятельности, спойте песенку с жестами и движениями, станцуйте под нее, поиграйте в подвижную игру, а потом, отдохнув, вы сможете продолжить.

Каждое новое слово повторяйте несколько раз (минимум 3 – сказать, прохлопать, изобразить, прокричать и прошептать). Используйте игры, песни, ролевые игры, в которых используется введенная лексика (т.е. новые слова) и уже отработанные ранее слова и выражения.

Можно придумать какой-то из видов поощрения, например, разноцветные наклейки, которые вы будете наклеивать на страницу с проделанной работой.

Для закрепления пройденного, не стоит ограничиваться только уроками. Повторять можно повсеместно, например, по дороге в или из детского сада проговаривать выученную рифмовку, или общаясь в быту, вместо родного языка, употреблять фразы или слова из пройденного материала. Например: it’s a ball – это мяч; give me some milk – дай мне молока; thank you – спасибо.

Учебно-методический комплект

Учебно-методический комплект (УМК) – это комплект, в который, как правило, входит учебник, рабочая тетрадь, книга учителя, может также включать аудионоситель или дополнительные методические пособия. Из дополнительных материалов (не входящих в комплект) вам понадобятся простой карандаш, ластик, цветные карандаши. В зависимости от типа обучающих игр вам могут также понадобиться такие средства как: маски, костюмы, доска и мел, игрушки и т.д.

Если вы не занимаетесь преподавательской деятельностью профессионально, и у вас нет четко выстроенной программы обучения, то наличие учебно-методического комплекта или, как минимум, учебника необходимо. Не имея специальной методической подготовки, вы будете не в состоянии качественно организовать учебный процесс и правильно распределить учебное время, по крайней мере, на начальном этапе. Программы для самых маленьких учеников настолько просты, что вполне могут ограничиться книгой и диском, ведь навыки письма и чтения ребенок будет развивать многим позже. Например, пособие «Английский для самых маленьких» авторов Шишковой И. А. и Вербовской М. Е. является книгой и рабочей тетрадью одновременно. В аннотации ко многим пособиям, как правило, уже приведены общие рекомендации (что исключает необходимость дополнительного приобретения книги учителя), а задания настолько просты, что не займут у вас много времени на понимание сути и объяснение малышу.

Выбор таких пособий на сегодняшний день велик. Кто-то отдает предпочтение отечественным авторам, кто-то зарубежным. Прежде, чем делать выбор в пользу того или иного издания, необходимо ознакомиться с ними самому. Откройте и попытайтесь взглянуть на книгу глазами маленького ребенка. Книга должна быть красочной, интересной по сюжету и захватить внимание маленького ученика с первой страницы. Затем ответьте себе на вопрос: вам хочется листать и рассматривать ее дальше? Выполнять предложенные задания (это, как правило, раскрашивание, рисование, задания на логику и т.д.). Если, да, то смело покупайте книгу и занимайтесь. Но, если у вас возникают сомнения относительно того, будет ли эта книга интересна вашему малышу, а подобранная в ней лексика кажется немного странной, лучше не рисковать и остановить свой выбор на чем-то другом.

Лично я, выбирая пособие, отдаю предпочтение отечественным авторам, их программы конкретно мне кажутся более логичными с точки зрения преподнесения материала, да и стоят они на порядок дешевле зарубежных изданий. Если у вас на этот счет другое мнение, значит, выбирайте то, что считаете более правильным. Но не руководствуйтесь стереотипом о том, что все, что пишется и издается в нашей стране заведомо хуже. Многие авторы отечественных пособий – люди, посвятившие всю жизнь обучению маленьких детей английскому языку, и создавая свои программы, они перенесли в них весь накопленный опыт и знания в этой области. Однако следует помнить, что и в этой литературе встречаются ошибки и опечатки, не часто, но все же такие случаи имеют место быть, хотя это скорее относится к недостаткам издательств, где отпечатываются экземпляры. Тем не менее, во избежание недоразумений, просматривайте запланированный урок заранее.

В заключении, хотелось бы отметить, что главное – любить и уделять своему ребенку максимум внимания, тогда результат не заставит себя долго ждать. Мир не стоит на месте, еще совсем недавно трудно было себе представить дошкольника, владеющего английским языком, сегодня это далеко не редкость. Зная ряд нюансов, рассмотренных нами способов обучения ребенка английскому языку, вам остается лишь сделать выбор. На поверку многое оказывается проще, чем мы себе представляем, поэтому, если прочитав статью, вам пришла в голову мысль о том, что организовать занятия с ребенком вам под силу, то делайте это, не задумываясь. Если нет, то попытайтесь, приняв во внимание все рекомендации, подыскать для своего малыша хорошего репетитора или образовательное учреждение.

_______________________________
Литература, используемая для написания статьи: «Английский язык: 3-4 года», автор С. В. Литвиненко. – Москва: АСТ: Астрель, 2015.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.