Итак, мы добрались до последней статьи из цикла, посвященного обучению детей-дошкольников английскому языку. Ранее мы уже обсудили такие вопросы, как оптимальный возраст ребенка для начала занятий, а также рассмотрели преимущества и недостатки обучения ребенка английскому языку с привлечением репетитора или в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Еще одним вполне приемлемым способом обучения ребенка, который на сегодняшний день получил широкое распространение, являются занятия, организованные родителями на дому. Если вы неплохо владеете английским хотя бы в рамках школьной программы, то это будет вам вполне под силу.
Анализируя изложенное в предыдущих статьях, вы в целом уже должны иметь представление о плюсах и минусах данного подхода. Нехватка педагогического опыта и группы детей, в которой можно выстроить качественный познавательный игровой или ролевой процесс, безусловно, являются недостатками, но неоспоримыми преимуществами занятий с родителями является отсутствие необходимости заново устанавливать контакт с малышом и быть привязанным к строгому расписанию занятий. Вы всегда можете скорректировать его таким образом, чтобы было удобнее и вам, и малышу. Я лишь позволю себе некоторые рекомендаций, которые помогут родителям, принявшим решение самостоятельно организовать занятия, не упустить ряд важных моментов.
1.Дождитесь, пока ребенок заговорит на родном языке.
Не заставляю никого разделять со мной данное убеждение, но это моя принципиальная позиция. Все-таки мы говорим о занятиях с детьми в русскоязычных семьях. Есть семьи, в которых дети с рождения слышат и усваивают речь на двух (а иногда и более) языках, но в данном случае речь идет о мультилингвальных семьях, где дети с самого рождения погружены в специфичную языковую среду и воспринимают все языки как родные, а не иностранные. Если это не ваш случай, то лучше не экспериментировать в надежде на лучшее, и убедиться, что ребенок прекрасно воспринимает, реагирует и воспроизводит родную речь. Понятие «задержка речевого развития» в последнее время звучит все чаще, а первым принципом любой развивающей деятельности с малышом (как и в медицине) гласит – не навреди. Напомню, занятия иностранным языком на фоне ЗРР могут усугубить ситуацию.
2.Полное понимание темы.
Приступая к занятиям с ребенком, убедитесь, что не пребываете в заблуждении относительно уровня собственной подготовки. Если вы хорошо владеете английским в объеме школьной программы, этого вполне достаточно, чтобы заниматься с малышом 3-4-5 лет. К сожалению, время не работает в пользу памяти, и одно из ее свойств – забывать, поэтому прежде чем начать занятия, просмотрите материал, который собираетесь преподнести малышу, и убедитесь, что вы его действительно помните. Если не уверены в правильности произношения слова или целой конструкции, посмотрите транскрипцию в словаре или прослушайте аудиоверсию через интернет-словарь. Например, обратите внимание, что вопросительное предложение в английском имеет строго установленный порядок слов: «What is your name?», в начале предложения всегда вопросительное слово (What), за ним следует вспомогательный глагол (is), далее существительное и/или местоимение (your name). Переставлять слова в вопросе (как мы это делаем в русском языке) нельзя, такое предложение будет непонятно англоговорящему человеку.
Другой важный аспект – звуки. Помните о том, что некоторых звуков английского языка, в русском попросту нет (например: æ, ð, ŋ и др.). Важно, чтобы с вашей артикуляцией было все в порядке, иначе, не стоит даже браться за занятия с ребенком. Первые языковые навыки, закрепляются в голове очень прочно, поэтому важно, чтобы материал был преподнесен в корректной форме. Внимательно следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил слова и звуки, не заглатывал их, а четко и уверенного артикулировал. Переучить ребенка, у которого изначально сформировался неверный навык произношения, впоследствии довольно сложно, поэтому, ни в коем случае не стоит умалять значение фонетики, рассчитывая на то, что в школе можно будет это исправить.
Еще одним немаловажным и сложным для понимания вопросом является использование артикля. Иногда он не нужен, например, перед словом «мама» или «папа», здесь мы чаще используем притяжательное местоимение (my, his, her), которое его заменяет. Но если мы говорим: «дом» и употребляем это слово впервые, необходимо использовать неопределенный артикль «а», обозначающий, что речь идет о каком-то неопределенном доме (a house). Однако если мы говорим о каком-то конкретном предмете и собеседник точно понимает, о чем мы говорим, то используется определенный артикль the. Например: It is a house. The house is big. (Во втором предложении, в отличие от первого, мы и собеседник понимаем, о каком конкретно доме идет речь). Артикль «а» также не используется с существительными множественного числа (например, shoes – туфли). Несмотря на то, что в русском языке артиклей нет, лучше всего с самого начала учить ребенка правильно употреблять имена существительные с артиклями, чтобы формировать правильную английскую речь. В этом отношении, проверенным временем и интересным занятием является работа по карточкам с картинками. Вы показываете ребенку карточку, он называет изображенный на ней предмет на английском, Вы внимательно следите и, в случае необходимости, поправляете его, обращая внимание малыша на то, что нужно использовать артикль: an apple, a kitten, a mug, a bag и т. д.
Нельзя передавать ребенку знания, не будучи до конца уверенным в их правильности. В таком случае, лучше отложить или вообще отказаться от идеи самостоятельно организованных занятий.
3.Учет индивидуальных особенностей и образа мышления маленького ребенка.
Помните, что каждый человек – это отдельная Вселенная, и маленький человек в этом смысле не исключение. Не нужно, занимаясь с ребенком, сравнивать его показатели с другим малышом. Кто-то усваивает быстрее одну тему, кому-то легче дается другая, у некоторых в принципе дольше проходит процесс понимания, но усвоенный материал прочно и надолго закрепляется в голове, формируя фундамент для следующего этапа. Если вы настроены на результат, то стоит запастись терпением.
Не пытайтесь объяснять маленькому ребенку унифицированных правил, например, порядок слов в вопросительном английском предложении. Малыш попросту вас не поймет и потеряет интерес к изучению. Дело в том, что детский образ мышления, в отличие от взрослого, не способен на такие операции как абстракция, синтез, обобщение. Проще говоря, когда взрослый ребенок что-то изучает, он идет от общего к частному, т.е. начинает с теоретической части, постепенно переходя к конкретным примерам. В случае с маленькими учениками все наоборот. Преподнесение материала для малышей должно носить индуктивный характер, т.е. идти от частного к общему. Маленькие дети усваивают материал, путем многократных повторений конкретных примеров. Таким образом, у ребенка формируется речевой навык и умение, и лишь с возрастом (не раньше чем через 5-6 и более лет), его мозг будет способен к анализу и обобщению своих умений в унифицированное правило, к тому моменту эти навыки станут динамическим стереотипом, позволяющим ребенку осуществлять процесс коммуникации на английском языке.
В следующий раз мы с вами более детально разберем требования и правила проведения занятий, а также поговорим о подборе методических материалов.
————————————————————————
Литература, используемая для написания статьи: «Английский язык: 3-4 года», автор С. В. Литвиненко. – Москва: АСТ: Астрель, 2015.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.